Наглядные игры по развития фонетико-фонематических процессов в речи детей старшего дошкольного возраста

Гуридова Ольга Александровна

Учитель-логопед, МБДОУ "ЦРР- детсад № 22", г. Ливны Орловская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гуридова О.А. Наглядные игры по развития фонетико-фонематических процессов в речи детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 71224


Игра «Звуковые линейки»

Цель: развивать фонематический слух

Оборудование: Цветные фишки: красные для обозначения гласных, синие для обозначения согласных твёрдых, зелёные – согласных мягких, «звуковые линейки»

Ход игры: Логопед произносит звуки, а дети выкладываю на звуковой линейке фишки соответствующего цвета.

Игра «Звуковые часы»

Цель: учить определять наличие звука в слове

Оборудование: «звуковые часы», картинки

Ход игры: стрелочкой найти картинку с заданным звуком

 

Игра «Логопедическое лото»

Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец)

Оборудование: окошки, картинки

Ход игры: Логопед раздаёт картинки и «окошки». Ребёнок должен распределить картинки по «окошкам» по позиции звука в слове

 

Игра «Звуковые дорожки»

Цель: развивать умение определить позицию звука в слове начало, середина и конец

Оборудование: «звуковые дорожки», фишки, картинки

Ход игры: Логопед называет слово с заданным звуком, а дети определяют позицию звука в слове и в соответствующей последовательности ставят фишки

Игра «Звуковая ромашка»

Цель: учить определять первый звук в основе

Оборудование: пособие «звуковая рамка», фишка

Ход игры: перед ребенком ромашка с картинками. Он называет слово и определяет, какой звук слышится в начале слова (можно как вариант рядом ставить соответствующую букву. Получается новое слово)

 

Игра «Самолёты»

Цель: учить определять наличие звука или первый звук в слове

Оборудование: предметные картинки, модели самолётов, гаражи

Ход игры: Ребёнок берёт предметную картинку и определяет наличие первого или последнего звука в слове. Если звук гласный, то красный самолёт летит в гараж, если согласный твёрдый синий самолёт, а если мягкий - в зелёный

Игра «Звуковое лото»

Цель: развивать фонематический слух, определять наличие звука в слове

Оборудование: игровое поле, цветная и бесцветная фишка

Ход игры: Детям предлагается игровое поле с картинками, цветная и бесцветная фишка. Если в слове заданный звук (н-р {щ}) ставится цветная фишка, если нет такого звука ставится бесцветная фишка

 

Игра «Соберём цепочку»

Цель: развивать умение выделять первый и последний звуки в слове

Оборудование: предметные картинки

Ход игры: Логопед показывает картинку и называет слово, а ребёнок подбирает картинку, где первым будет последний звуком предыдущего лова.

Например: кот – тумбочка – арбуз.

 

Игра «Волшебные корабли»

Цель: учить округлять последовательность и количество звуков в слове, формировать (совершенствовать) навыки звукового анализа слов.

Оборудование: корабли со схемами, предметные картинки

Ход игры: У каждого ребёнок корабль со схемой слова. Опираясь на данные схемы изображенные на каждом корабле, дети определяют какие подарки они привезли.

 

Игра «Ловись рыбка»

Цель: учить узнавать звук на фоне слова

Оборудование: рыбки сделанные из картона, удочка, предметные картинки

Ход игры: Логопед предлагает детям поймать только ту рыбку  на картинки которой есть заданный звук

 

 

Игра «Собери пазлы»

Цель: развивать фонематический слух

Оборудование: цветные карточки-рисунки

Ход игры: ребёнку предлагается с заданным звуком подобрать картинку, а затем сказать какой буквой обозначается этот звук

 

Игра «Телевизор»

Цель: учить определять последовательность и количество звуков в слове, выполнять звуковой анализ слова

Оборудование: цветные магниты, предметные картинки, макет телевизора

Ход игры: на экране телевизора появляется картинка. Дети называют её, определяют последовательность и количество звуков в слове; составляют схему слова, обозначая звуки цветными магнитами

 

Игра «Звуковой листочек»

Цель: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза

Оборудование: пособие «звуковой листочек», предметные картинки

Ход игры: детям предлагается собрать картинки с волшебного листочка в которых

Игра «Фонематика»

Цель: развивать фонематический слух

Оборудование: фишки, игровое поле, картинки

Ход игры:

 Вариант 1

(для детей 3-5 лет)

Для игры понадобятся карточки с желтыми и синими рамками и жетоны. Перед началом игры ведущий раздаёт поровну карточки с жёлтыми рамками, карточки с синими рамками оставляет себе. Затем, по одной карточке показывая детям, он спрашивает: "Кому подходит эта карточка?" Игрок, у которого оказывается нужная карточка, выкладывает её, называет парные карточки и получает жетон.

Выигрывает тот, кто быстрее избавится от карточек и получит больше жетонов.

Вариант 2

(для детей 6-10 лет)

Для игры понадобятся игровое поле, карточки с синими и красными рамками, фишки по количеству игроков, кубик и жетоны.

Перед началом игры положите стопкой карточки с красными рамками на игровое поле на листочки лицевой стороной вниз, жетоны - на жёлтую половину круга. Карточки с синими рамками перемешиваются и поровну раздаются игрокам.

Игроки ставят фишки на старт. Победитель первого варианта начинает игру. Он бросает кубик и ходит на столько клеток, сколько очков выпало на верхней грани кубика. Встав на квадрат с картинкой, игрок ищет среди своих карточек ту, которая подходит по рифме, например: уточка - удочка. Если такая карточка у него есть, игрок кладёт её на розовую половину круга игрового поля и берёт жетон. Если нужной карточки у игрока нет, в игру вступают другие игроки. У кого оказывается подходящая карточка, кладет её на розовый полукруг и берёт жетон себе.

При попадании игрока на клетку с яблоком, он смотрит, какой звук -начальный или конечный, ему нужно назвать. Если из яблока высовывается голова гусеницы - игрок берёт карточку с красной рамкой из стопки и называет начальный звук в слове. Если из яблока виден хвост гусеницы, игрок, взяв карточку с красной рамкой, называет конечный звук. При правильном ответе игрок получает 1 жетон, при неправильном - отдаёт 1 жетон (если они у него есть).

Далее ход переходит к следующему игроку. При повторном попадании игроков на квадрат, к которому уже подобрана карточка, игрок придумывает к данному слову свою рифму и получает 2 жетона. Если не смог придумать - пропускает ход.

Выигрывает тот, кто наберёт большее количество жетонов. При одинаковом количестве жетонов победителем считается тот, кто первым пришёл к финишу.