Гуридова Ольга Александровна
Учитель-логопед, МБДОУ "ЦРР- детсад № 22", г. Ливны Орловская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Гуридова О.А. Наглядные игры по развития фонетико-фонематических процессов в речи детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 71224
Игра «Звуковые линейки»
Цель: развивать фонематический слух
Оборудование: Цветные фишки: красные для обозначения гласных, синие для обозначения согласных твёрдых, зелёные – согласных мягких, «звуковые линейки»
Ход игры: Логопед произносит звуки, а дети выкладываю на звуковой линейке фишки соответствующего цвета.
Игра «Звуковые часы»
Цель: учить определять наличие звука в слове
Оборудование: «звуковые часы», картинки
Ход игры: стрелочкой найти картинку с заданным звуком
Игра «Логопедическое лото»
Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец)
Оборудование: окошки, картинки
Ход игры: Логопед раздаёт картинки и «окошки». Ребёнок должен распределить картинки по «окошкам» по позиции звука в слове
Игра «Звуковые дорожки»
Цель: развивать умение определить позицию звука в слове начало, середина и конец
Оборудование: «звуковые дорожки», фишки, картинки
Ход игры: Логопед называет слово с заданным звуком, а дети определяют позицию звука в слове и в соответствующей последовательности ставят фишки
Игра «Звуковая ромашка»
Цель: учить определять первый звук в основе
Оборудование: пособие «звуковая рамка», фишка
Ход игры: перед ребенком ромашка с картинками. Он называет слово и определяет, какой звук слышится в начале слова (можно как вариант рядом ставить соответствующую букву. Получается новое слово)
Игра «Самолёты»
Цель: учить определять наличие звука или первый звук в слове
Оборудование: предметные картинки, модели самолётов, гаражи
Ход игры: Ребёнок берёт предметную картинку и определяет наличие первого или последнего звука в слове. Если звук гласный, то красный самолёт летит в гараж, если согласный твёрдый синий самолёт, а если мягкий - в зелёный
Игра «Звуковое лото»
Цель: развивать фонематический слух, определять наличие звука в слове
Оборудование: игровое поле, цветная и бесцветная фишка
Ход игры: Детям предлагается игровое поле с картинками, цветная и бесцветная фишка. Если в слове заданный звук (н-р {щ}) ставится цветная фишка, если нет такого звука ставится бесцветная фишка
Игра «Соберём цепочку»
Цель: развивать умение выделять первый и последний звуки в слове
Оборудование: предметные картинки
Ход игры: Логопед показывает картинку и называет слово, а ребёнок подбирает картинку, где первым будет последний звуком предыдущего лова.
Например: кот – тумбочка – арбуз.
Игра «Волшебные корабли»
Цель: учить округлять последовательность и количество звуков в слове, формировать (совершенствовать) навыки звукового анализа слов.
Оборудование: корабли со схемами, предметные картинки
Ход игры: У каждого ребёнок корабль со схемой слова. Опираясь на данные схемы изображенные на каждом корабле, дети определяют какие подарки они привезли.
Игра «Ловись рыбка»
Цель: учить узнавать звук на фоне слова
Оборудование: рыбки сделанные из картона, удочка, предметные картинки
Ход игры: Логопед предлагает детям поймать только ту рыбку на картинки которой есть заданный звук
Игра «Собери пазлы»
Цель: развивать фонематический слух
Оборудование: цветные карточки-рисунки
Ход игры: ребёнку предлагается с заданным звуком подобрать картинку, а затем сказать какой буквой обозначается этот звук
Игра «Телевизор»
Цель: учить определять последовательность и количество звуков в слове, выполнять звуковой анализ слова
Оборудование: цветные магниты, предметные картинки, макет телевизора
Ход игры: на экране телевизора появляется картинка. Дети называют её, определяют последовательность и количество звуков в слове; составляют схему слова, обозначая звуки цветными магнитами
Игра «Звуковой листочек»
Цель: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза
Оборудование: пособие «звуковой листочек», предметные картинки
Ход игры: детям предлагается собрать картинки с волшебного листочка в которых
Игра «Фонематика»
Цель: развивать фонематический слух
Оборудование: фишки, игровое поле, картинки
Ход игры:
Вариант 1
(для детей 3-5 лет)
Для игры понадобятся карточки с желтыми и синими рамками и жетоны. Перед началом игры ведущий раздаёт поровну карточки с жёлтыми рамками, карточки с синими рамками оставляет себе. Затем, по одной карточке показывая детям, он спрашивает: "Кому подходит эта карточка?" Игрок, у которого оказывается нужная карточка, выкладывает её, называет парные карточки и получает жетон.
Выигрывает тот, кто быстрее избавится от карточек и получит больше жетонов.
Вариант 2
(для детей 6-10 лет)
Для игры понадобятся игровое поле, карточки с синими и красными рамками, фишки по количеству игроков, кубик и жетоны.
Перед началом игры положите стопкой карточки с красными рамками на игровое поле на листочки лицевой стороной вниз, жетоны - на жёлтую половину круга. Карточки с синими рамками перемешиваются и поровну раздаются игрокам.
Игроки ставят фишки на старт. Победитель первого варианта начинает игру. Он бросает кубик и ходит на столько клеток, сколько очков выпало на верхней грани кубика. Встав на квадрат с картинкой, игрок ищет среди своих карточек ту, которая подходит по рифме, например: уточка - удочка. Если такая карточка у него есть, игрок кладёт её на розовую половину круга игрового поля и берёт жетон. Если нужной карточки у игрока нет, в игру вступают другие игроки. У кого оказывается подходящая карточка, кладет её на розовый полукруг и берёт жетон себе.
При попадании игрока на клетку с яблоком, он смотрит, какой звук -начальный или конечный, ему нужно назвать. Если из яблока высовывается голова гусеницы - игрок берёт карточку с красной рамкой из стопки и называет начальный звук в слове. Если из яблока виден хвост гусеницы, игрок, взяв карточку с красной рамкой, называет конечный звук. При правильном ответе игрок получает 1 жетон, при неправильном - отдаёт 1 жетон (если они у него есть).
Далее ход переходит к следующему игроку. При повторном попадании игроков на квадрат, к которому уже подобрана карточка, игрок придумывает к данному слову свою рифму и получает 2 жетона. Если не смог придумать - пропускает ход.
Выигрывает тот, кто наберёт большее количество жетонов. При одинаковом количестве жетонов победителем считается тот, кто первым пришёл к финишу.