Чернухина Светлана Викторовна
Старший воспитатель, МАДОУ №1 "Сказка", г. Мегион
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Чернухина С.В. Организация летнего отдыха детей на базе дошкольных учреждений, как одно из успешных практик оздоровления и занятости детей // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 69628
Лето наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей.
Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать.
В Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», сказано, что дети имеют право получать дошкольное образования до 8 лет. Во время летних каникул не все родители имеют возможность самостоятельно организовать летний отдых детей, поэтому единственная возможность отдавать детей семилетнего возраста в летние лагеря, организованные на базе средних школ. Отряды в таких лагерях формируются из детей нескольких возрастов.
И ребёнку, только, что вышедшего из дошкольного учреждения некомфортно и тяжело, в новой для него социальном окружении и обстановке. В данной ситуации, организованный на базе дошкольного учреждения летний лагерь, позволит ребёнку пройти процесс вхождения в новую обстановку более плавно и безболезненно. А лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самореабилитации и самоуважения. Социализация ребенка в детских летних лагерях организованные на базе дошкольного учреждения - процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок входя в социальную среду усваивает опыт, с другой - в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на окружающих и жизненные обстоятельства.
Рассматривая социализацию как процесс, ориентированный на решение задач гармонизации интересов детей, на усвоение ими социального опыта и реализацию себя как личности, ребенок не является лишь пассивным объектом воздействия социальной среды. В процессе социализации обязательно наличие двух важнейших компонентов: формирования готовности ребенка к его преобразованию и усвоения социального опыта.
Педагогическая работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях таких детских летних лагерей, сохраняет взаимосвязь с другими факторами формирования личности. По своим целям, содержанию, структуре составляет особое образование.
При организованной деятельности, детский летний лагерь располагает разнообразием и богатством и социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого, что обусловлено рядом особенностей.
Детский летний лагерь представляет собой временную среду для личности и важный фактор воздействия на ребенка. Он создает условия для удовлетворения потребностей, целей, интересов, целей, способствуя при этом их взаимному обогащению, формированию новых устремлений.
Процесс социализации в детском летнем лагере мы рассматриваем как социально-педагогическое явление, характеризующееся включенностью детей в различные виды деятельности, разнообразием социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, коллективным характером деятельности, повышенной коммуникабельность,.
Процесс социализации ребенка в лагере эффективен при общности интересов, совместной деятельности взрослых и детей. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности лагеря.
Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в детском летнем лагере организованного на базе дошкольного велико по многие причинам:
а) жизнедеятельность в таком детском дошкольном лагере - это добровольная практическая деятельность с целью самоутверждения, самовыражения и удовлетворения интересов;
б) деятельность выполняет роль регулятора способностей личности и интересов, дает возможность проявления социальной, творческой активности детей, является сферой их самоутверждения в различных видах деятельности;
в) особенность деятельности заключается в добровольном выборе ее видов, быстрой их смене, так как идет поиск своего "Я";
г) деятельность в свободное время ребенок воспринимает как удовольствие, что развивает инициативу, воображение фантазию.
Открывая лагеря на базе дошкольных учреждений, педагоги не только создают условия для организации отдыха детей и их оздоровления, в летние время года, но и помогают приобрести социальный опыт и дают возможность как личность реализовать себя.
Вот уже с 2014 года стала традицией на базе нашего учреждения организовывать лагерь, с дневным пребыванием детей работающий по программе «Страна чудес». 2017 год не стал исключением. Летний лагерь открывает свои двери не только для выпускников нашего дошкольного учреждения, но и для выпускников других детских садов нашего города. При зачислении приоритет отдаётся детям группы риска, малообеспеченным, многодетным семьям. Средняя наполняемость лагеря ежегодно составляет 100%. Для того чтобы сплотить детский коллектив, отряда выбирает название и девиз. Отличительной чертой отряда от воспитанников дошкольного учреждения, являются яркие галстуки на шеях ребят.
Для активного отдыха детей в лагере используются: детская игровая площадка с горками, лабиринтами; спортивная площадка; спортивный зал с тренажёрами; музыкальный зал; игровые комнаты; изостудия. Для более яркого проживания детьми в новом для себя сообществе, в план работы лагеря входят экскурсии, походы, игровые и развлекательные программы туристические слёты, посещение бассейна.
Лагерь полностью оснащен спортивным, игровым, трудовым инвентарем, библиотечным фондом, материалами для занятий творчеством. Для детей ежедневно организовываются праздничные представления, кукольные спектакли, в которых дети с радостью сами принимают участие, конкурсы детских работ и рисунков, подвижные игры, познавательные игры, викторины, тематические беседы, веселые прогулки. Помимо мероприятий, проведенных в детском саду, дети посещают городской Дворец искусств, где смотрят мультфильмы и принимают участие в игровых программах. Очень познавательной и запоминающейся для ребят поездка в музейно-туристический комплекс «Югра», дети знакомятся с историей нашего края, культурой и бытом коренного народа нашего округа. Большой интерес для ребят вызывает посещение конно - спортивного клуба «Мустанг», ребята в восторге от катания на лошадях.
Работа по оздоровлению детей строится с учетом групп здоровья, индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В лагере ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей. С этой целью проводятся полоскания горла чесночным настоем, проводится дыхательная гимнастика, ведется работа по профилактике плоскостопия с помощью массажных ковриков различной структуры. В отряде проводятся закаливающие мероприятия, различная корригирующая гимнастика и упражнения с использованием спокойной музыки и различных шумовых фонов: звон капели, пение птиц, шум дождя, журчание ручейка. Утренняя гимнастика ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и повышения двигательной активности детей на территории детского сада имеется спортивная площадка, а в отряде оборудован «Уголок спорта». С целью повышения интереса детей к оздоровительным процедурам, с учетом их психофизических особенностей, детьми регулярно проводится «минутка здоровья», на которых ребята делятся знаниями о том, как сохранить здоровье, и даже знакомятся с правилами оказания первой помощи. В лагере работают кружки «Шкатулка творчества», «Маленький олимпиец», «Юный шахматист».
При организации летнего отдыха задействованы руководитель лагеря, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-организатор, социальный педагог, психолог, медицинская сестра, специалист по охране труда и технике безопасности, помощник воспитателей. С педагогами и детьми регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности. Благодаря этому успешно проводятся мероприятия, организованные для детей, обеспечена охрана жизни и здоровья детей, удаётся избежать случаев травматизма детей и несчастных случаев.
Во время работы лагеря ежедневно проводятся трудовые десанты по благоустройству и озеленению территории детского сада. Детьми высаживается рассада овощей, культурных и цветочных растений, регулярно дети пропалывают сорняки, и поливают высаженные ими растения.
В конце смены проводится анкетирование ребят, на выявление: наиболее интересных мероприятий и личностного отношения детей к организации летнего лагеря. Четко прослеживается положительная динамика эмоционального состояния детей, посещавших лагерь. Опираясь на результаты анкетирование, можно сделать вывод о том, что пребывание в летнем лагере благоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии детей, их настроении и общем самочувствии.
Таким образом, подводя общие итоги, можно сделать вывод, что организация летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе дошкольных учреждений одно из успешных практик оздоровления и занятости детей 7 – 8 лет.
Литература: