Проект для детей старшего дошкольного возраста "Самая любимая мамочка моя"

Катькалова Татьяна Вячеславовна  
Истомина Марина Александровна

Воспитатель, МОУ детский сад №198, г. Волгоград
Воспитатель, МОУ детский сад №198, г. Волгоград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Катькалова Т.В., Истомина М.А. Проект для детей старшего дошкольного возраста "Самая любимая мамочка моя" // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 18.08.2018).

Заказ № 68518


ПАСПОРТ ПРОЕКТА «МОЯ МАМА ЛУЧШЕ ВСЕХ!»

(для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет)

Проблема проекта.

В современном мире интерактивности стало все сложнее родителям заниматься воспитанием детей. Это, в первую очередь, связано с их возрастом и образовательным статусом, во- вторых с загруженностью рабочего дня родителей, и в-третьих, с семейным положением (неполная семья, гражданский брак). В результате, на начальном этапе формирования личности ребенка, в семьях не достаточное внимание уделяется выстраиванию правильного взаимопонимания между ребёнком и матерью, хотя это имеет очень большое значение для развития личности ребёнка. Детям в силу возраста, трудно понять, что мама, так же как и они сами, нуждается во внимании и заботе, благодарности и помощи. В результате обозначенных причин в процессе роста, ребенок всё чаще любовь к маме связывает с материальными ценностями, а не духовными. И поэтому необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, маме, с первых лет жизни. Ребенок должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и матери – главной хранительницы семейного очага.

Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме, является главным в его нравственном воспитании.

Актуальность проекта. 

В России, отмечать «День Матери» стали сравнительно недавно. Хотя невозможно поспорить с тем, что этот праздник - праздник вечности: из поколения в поколения для каждого человека мама – самый главный человек в жизни.

Новый праздник – День Матери основан Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года и празднуется в последнее воскресенье ноября.

 Праздник «День матери» служит, напоминаем необходимости уважительного отношения не только в обществе, но и в семье. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.

А в условиях образовательно-воспитательной системы дошкольного учреждения, помочь семьям правильно организовывать взаимоотношения с ребенком, может организация совместной проектной деятельности, направленной на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме. В атмосфере творческого взаимодействия детей с родителями в проекте, они смогут лучше узнать, понять и принять друг друга, проявляя уважение и любовь, чувство сопереживания и взаимопомощи, что и будет способствовать обогащению нравственных культурных практик ребенка, формирующих его личность.

Цель проекта.

Организация культурных практик старших дошкольников, способствующих формированию социально-нравственных культурных умений, обеспечивающих эмоционально-ценностные взаимоотношения ребенка с мамой; формирующих целостное представление образа матери-хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.

Задачи проекта:

- обобщить знания детей дошкольного возраста о международном празднике «День матери»; познакомить с историей возникновения праздника «День матери»;

- дать представление о значимости матери для каждого человека, и не только ребенка, но и взрослого; углубить знания детей о роли мамы в их жизни;

- способствовать созданию и сохранению семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье;

- учить детей проявлять внимание и выражать благодарность своим матерям за заботу посредством разнообразных видов деятельности;

- способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме развитию эмоциональной отзывчивости у детей, терпимости, понимания взаимопомощи; проявлять уважение к ее труду;

- воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к женщине.

Вид проекта: информационно-творческий.

Тип проекта: групповой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).

Прогнозируемый результат.

Участие детей в совместной проектной деятельности посредством организации с ними особых культурных практик:

- обогатятся знания о празднике «День матери» в России, его традиции;

- пополнятся знания о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе, воспевающих образ женщины;

- расширятся коммуникативные навыки детей, способствующие развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказа о маме;

- сформируется уважительное отношение к маме, стремление заботится о ней;

- активизируется познавательная, творческая деятельность детей через исполнительскую (пение, танцы), художественно-продуктивную деятельность, участие в празднике;

- появится стремление к доброжелательному общению в играх и других видах совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

- проявится стремление к выполнению значимых заданий, добрых дел для семьи, детского сада.

- совершенствуется уровень накопленных культурных навыков взаимоотношений детей и родителей;

 

Участие родителей в совместной проектной деятельности с детьми, посредством организации особых культурных практик:

- активизирует заинтересованность участия в творческой и информационно-поисковой деятельности;

- позволит познакомить с произведениями поэтов, писателей и художников на тематику о матери для детей;

- повысит компетенции, посредством консультаций, бесед, разнообразной информационно-методических материалов и совместной творческой, продуктивной деятельности со всеми участниками проекта;

 - стимулирует к проявлению своей коммуникабельности, доброжелательности и дипломатичности;

- повысит заинтересованность в продолжительном взаимодействии и сотрудничестве;

- активизирует участие в создании предметно – развивающей среды: пополнении уголка театрализованной деятельности (одежда для сюжетно-ролевой игры «Семья»), книжном уголке (стихотворения, рассказы о маме). Оказании помощи в изготовлении дидактической игры «Составь портрет мамы».

 

Педагоги в процессе разработки содержания культурных практик для детей в проектной деятельности:

- будут способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками детского сада, совершенствуют стиль партнёрских отношений;

-повысят профессиональную компетентность.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

- иллюстрации о матерях;

- художественная литература о маме;

- видеофильмы;

- аудиокассеты;

- магнитофон;

- компьютер;

- альбом, цветная бумага, кисти, карандаши, восковые мелки, ножницы, клей.

Основной раздел программы - социально-коммуникативное развитие.

Организация деятельности в рамках проекта

Подготовительный этап:

- разработка паспорта проекта по теме;

- изучение и анализ методической литературу по теме проект;

- подбор оборудования, разнообразного материала для оснащения центров развивающей среды;

- подбор книг, открыток, картинок и иллюстраций по теме;

- подбор мультфильмов, презентаций для просмотра.

Основной этап:

- проведение с детьми бесед, обсуждений;

- чтение художественной литературы;

- составление рассказов, заучивание стихов;

- просмотр презентаций, мультфильмов;

- проведение разнообразных игр;

- решение проблемных ситуаций, интервирование;

- рисование, ручной труд, лепка;

- прослушивание аудиозаписей, пение песен, разучивание танцев;

- консультация для родителей: «Роль матери в воспитании детей»;

- привлечение родителей к участию в выставках, изготовлении ширм, в праздничном мероприятии «Самая любимая мамочка моя!».

Заключительный этап:

- просмотр видеоролика «Мой рассказ о маме»;

- презентация «Портреты наших мам»;

- выставка детских поделок «Для мамочки любимой, дорогой…»;

- выставка маминых работ «Мамины золотые ручки»;

- праздничное мероприятие «Самая любимая мамочка моя!».

 

Технологическая карта

Социально-коммуникативное развитие

Содержание

Беседы: «Как я помогаю маме дома», «Мамино любимое занятие», «Мамины помощники», «Чем я похожа (похож) на маму? ».

Обсуждение и обыгрывание ситуаций: «Мама заболела», «Что я подарю маме, когда вырасту»

Сюжетно – ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья», «Мама в магазине», «Мама на работе» (мама-парикмахер, мама-продавец, мама-врач, мама-медсестра, мама-маляр)

Д/и «Подбери наряд на праздник», «Накрой на стол», «Укрась шляпку», «Какая», «Передай настроение», «Назови ласково».

Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтёнка». Рассматривание семейных фотоальбомов

 

Познавательное развитие

Содержание

Беседы: «Мама, мамочка моя», «Как мы с мамой играем», «Мамины руки самые добрые».

Презентация «Портреты наших мам».

Д/и «Назови имя, отчество», «Профессия моей мамы».

Создание видеоролика «Мой рассказ о маме»

 

Речевое развитие

Содержание

Вечер сказок о маме.

Составление творческих рассказов «Расскажи о своей маме».

Чтение Е. Благинина «Посидим в тишине», М. Родина «Мамины руки», Емельянов Б. «Мамины руки», Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», сказок «Кукушка» (ненецк.) обр. К. Шарова, «Айога» (нанайск.), стихотворений: С. Михалков «А что у вас?», А. Барто «Разлука», «Разговор с мамой», М. Зощенко «Показательный ребёнок».

Заучивание и объяснение смысла пословиц о маме

Словесная игра «Профессия мамы», «Расскажи о маме»

Д/и «Подбери слова-действия», «Кто какой».

 

Художественно-эстетическое развитие

Содержание

Рисование. «Портрет мамы»

Лепка «Медальон для любимой мамочки» (с использованием природного материала)

Аппликация «Открытка для мамы».

Выставка рисунков «Моей мамочке дарю, за все ее благодарю».

Изготовление стенгазеты-поздравления «Дерево желаний».

Слушание и разучивание песен о маме.

 

Физическое развитие

Содержание

П/д/и «Составим корзину из цветов для мамы», «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья…»

Пальчиковая гимнастика «Алые цветы», «Наши мамы», «Моя семья»

Психогимнастика «Пирамида любви».

Физкультминутка «Мамины помощники».

 


 

Взаимодействие с родителями воспитанников

Содержание

Консультация «Роль матери в воспитании детей».

Статьи в родительский уголок «День матери: история и традиции», «Изречения известных людей о маме».

Выставка маминых работ «Мамины золотые ручки». Изготовление ширмы «Мать и дитя».

Участие родителей в праздничном мероприятии «Самая любимая мамочка моя!».

 

Распределение деятельности по центрам активности:

«Лукоморье» - центр речевого развития: поместить книги, открытки, иллюстрации с тематикой проекта.

«Следопыты» - центр познавательно-исследовательской деятельности: поместить разнообразные материалы для рассматривания, иллюстрации, открытки, альбомы.

«Архитектор»- центр конструктивной деятельности: поместить природный материал, пластилин, бросовый материал, крупный конструктор.

«Айболит» - центр сюжетно-ролевой игры: совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Дочки – матери», «Кондитерская»

«Палитра» - центр художественно-эстетического развития: разместить наглядным материалом по теме проекта, подборка материалов для изготовления подарков мамам, бумага различных видов, карандаши, краски, пластилин, бросовый материал, кусочки ткани, вата, открытки и т. д.

«Буратино»- центр музыкально театральной деятельности: поместить настольный театр, атрибуты, элементы костюмов для инсценировки сказки, ширму, магнитофон, музыкальные диски.

«Познаю себя» - центр социально-коммуникативного развития поместить фотоальбом с фотографиями мам, игры на развитие эмоций, шкатулку сюрпризов, ширму и кресло для уединения.

«Будь здоров» центр и физического развития: поместить игровой материал и атрибуты, способствующие двигательной активности детей, проведения игр малой подвижности, игр-забав, игр-тренировок и т.д.

Результаты реализации проекта

Разработанное содержание культурных практик старших дошкольников способствовало формированию у них социально-нравственных культурных умений, обеспечивающих особые взаимоотношения ребенка с мамой, целостное представление образа матери-хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человек.

Итоговые мероприятия показали, что у детей:

- повысился уровень осведомлённости детей об истории праздника и его значения для всех людей и общества;

- сформировалось понимание уважительного отношения к маме, ее труду, стремление проявлять заботу и гордость за свою семью;

- активизировалась познавательная, творческая деятельность детей.

 - усовершенствовался опыт коммуникативного взаимодействия друг с другом и взрослыми.

В процессе реализации задач проекта, обогатилась предметно-развивающая среда за счет различных предметов, изготовления атрибутов к костюмам, изготовленных совместно с родителями, пополнилась библиотека группы.

Участие родителей в проекте способствовало повышению их компетентности в вопросах нравственного, семейного воспитания, приобщения детей к семейным традициям. Родители заинтересованно и активно взаимодействовали с участниками проекта.

Данный проект помог сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками детского сада, совершенствовал стиль партнёрских отношений.

 

Перечень литературы

(или ссылки на авторские) учебно-методических разработок, программ, рекомендаций, пособий, обеспечивающих реализацию проекта, Интернет-ресурсы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: КН. Для воспитателя дет. Сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991.
  2. Веракса Н.Е, Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольника. М., 2008.
  3. Занятия по развитию речи в детском саду / под ред. О.С. Ушакова. М.: Просвещение, 1993.
  4. Занятия по развитию речи в детском саду / под ред. О.С. Ушакова. М.: Просвещение, 1993.
  5. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. М.: Баласс, 2001.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
  7. Нилова Т.А. Азбука общения. С-Пб: Детство- Пресс, 2004.
  8. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет, М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  9. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой.- М.: Сфера, 1998.
  10. Хрестоматия для подготовительной группы. М., Высшая школа, 2014.
  11. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада / сост. З.Я. Рез. Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. М.: Просвещение. 1990. с.
  12. Интернет-ресурсы. http://www.calend.ru/holidays/0/0/169/
  13. http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/stihi-k-dnju-materi-3.html

 

Приложение:

 

Конспект праздничного мероприятия

«Самая любимая мамочка моя!»

 

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет.

Цели:

показать значимый для ребёнка образ мамы; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Задачи:

- учить умению отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме;

- учить проявлять заботу, внимание, желание помогать маме, радовать её добрыми делами и поступками;

-развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус;

-воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация «Мамы и дети нашей группы»;

жёлтый круг, лучики с фотографиями мам;

стол, 3 стула, фартук, посуда для обеда, кукла, коляска;

журнал, спицы, клубок ниток, очки, ведро, совок, веник, швабра, шапка, шарф, рукавицы, сапожки, клей – карандаш, книжка, оторванная обложка, ножницы, бумага, кастрюля, сковорода, муляжи овощей, фруктов, нож, доска, ёмкость с водой, пакеты с крупой;

листы бумаги в форме сердечек, карандаши, фломастеры.

Музыкальное сопровождение: «Песенка мамонтенка» сл. Д. Непомнящая, муз. В. Шаинского.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных художников, семейных фотографий.

- беседы о семье;

-составление рассказов о своей маме;

-чтение художественных произведений о маме;

- вернисаж детских работ «Портрет моей мамы».

 

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку:

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора?»

Кашу кто успел сварить?

Чаю в пиалу налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, это мама! Самое прекрасное слово на земле! И самое первое слово, которое произносит человек. И звучит оно одинаково нежно на всех языках мира. Давайте все тихо и нежно скажем: «Мама!». Мама - сколько тепла, ласки носит это слово, этим словом называют самого родного, близкого человека, (показываю слайды с фотографиями, на которых изображены мамы с детьми группы). У мамы самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё. У мамы самое чуткое и верное сердце, в котором горит огонь любви к своим детям. Мама учит нас быть честными и смелыми, дает советы, заботится о нас, оберегает. Мама всегда хочет, чтобы дети выросли здоровыми, умными, добрыми, вежливыми. Она помогает познать красоту окружающего. В конце ноября наша страна отмечает замечательный праздник «День Матери». Люди поздравляют своих мам. И сегодняшнее занятие мы посвящаем этому замечательному празднику.

Игра «Мама-солнышко моё»

Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру. Надо сказать красивые слова о маме. Какая ваша мама? И из ваших лучиков сделать доброе, нежное, ласковое СОЛНЫШКО.

(В центре воспитатель держит жёлтый круг. В руках детей лучики с фотографиями мам)

Дети приставляют лучики к кругу, сказав о маме доброе слово: нежная, заботливая, любимая и т. д.

Воспитатель: У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали о маме много хороших, добрых слов.

Ранним утром поднимаются ваши мамы и весь день проводят в делах, заботах о семье, детях. Мамы справляются с любой работой, потому что всё умеют. Мамы всякие важны, мамы всякие нужны. А где и кем работают ваши мамы? (Ответы детей)

Давайте посмотри сценку, которую нам приготовили ребята.

Сценка «Три мамы» 

Воспитатель. 

Танюша под вечер 

С прогулки пришла 

И куклу спросила 

Девочка. 

Как, дочка, дела? 

Опять ты залезла под стол, непоседа? 

Опять просидела весь день без обеда? 

С этими дочками прямо беда! 

Скоро ты будешь, как спичка, худа, 

Иди-ка обедать, вертушка. 

Девочка берет куклу, усаживает за стол. 

Воспитатель. 

Танюшина мама 

С работы пришла 

И Таню спросила. 

Мама. 

Как, дочка, дела? 

Опять заигралась, наверно, в саду? 

Опять ухитрилась забыть про еду? 

«Обедать!» - кричала бабуля сто раз, 

А ты отвечала «Сейчас!», да «Сейчас!» 

С этими дочками прямо беда! 

Скоро ты будешь, как спичка, худа, 

Иди-ка обедать, вертушка. 

(Усаживает девочку за стол.) 

Воспитатель. 

Тут бабушка - 

Мамина мама пришла 

И маму спросила 

Бабушка. 

Как, дочка, дела? 

Наверное, в школе за целые сутки

Опять для еды не нашла ни минутки. 

А вечером съела сухой бутерброд?! 

Нельзя же сидеть целый день без обеда! 

Учителем стала, а все - непоседа. 

С этими дочками прямо беда! 

Скоро ты будешь, как спичка, худа, 

Иди-ка обедать, вертушка. 

Все усаживаются за стол. 

Воспитатель. 

Три мамы в столовой сидят, 

Три мамы на дочек глядят! 

Что с дочками делать упрямыми? 

Все. Ох, как непросто быть мамами! 

Воспитатель: Если у мамы плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова?

Игра «Волшебное слово».

Тогда поиграем. Я начну, а вы - кончайте, дружно, хором отвечайте!

Растает ледяная глыба от слова тёплого……. спасибо!

Зеленеет старый пень, когда услышит……… добрый день!

Когда бранят за шалости, мы говорим прости…… пожалуйста!

Если больше есть не в силах, скажем маме мы…… спасибо!

Воспитатель: Ребята, вы наблюдали когда-нибудь, что делает мама дома по хозяйству? (Ответы детей). Давайте попробуем стать «мамами». Встаньте в круг. Выберем ведущего, он встанет в центр круга. А остальные представят, что они – мамы. Ведущий будет перечислять, что делает мама дома, а мы – показывать. (Дети выполняют задание).

 Вот сколько дел у мамы! Что мы можем сделать, чтобы помочь маме? (Ответы детей)

Правильно, хорошими поступками и добрыми делами.

Игра «Мамины помощники».

Воспитатель: Ребята у меня на столе находятся различные предметы. Сейчас я буду давать задание, а вам надо найти необходимые предметы.

Бабушка вязала носок. Но она совсем позабыла куда убрала необходимый ей журнал, спицы, клубок, нитки, очки.

Маме надо подмести и вымыть пол. Какие предметы ей необходимы.

Маленький братик собрался на прогулку. Но он не знает что надо одевать. Помогите ему собраться на прогулку.

Порвалась любимая книжка. Надо её отремонтировать. Что для этого необходимо?

Мама решила приготовить обед. Какие продукты ей необходимы? А посуда? Помогите маме.

А какие ещё добрые дела вы выполняете дома и как помогаете маме?

Воспитатель: Вы любите дарить подарки? А хотите сделать подарок своей маме? (Ответы детей) Посмотрите какую открытку мы с Машей вчера сделали. Нравится? А вы хотели бы сделать такую же открытку для своей мамы? (Ответы детей)

В это бумажное сердечко вы можете поместить любой рисунок, передав маме свою любовь и нежность.

Дети рисуют. Воспитатель наблюдает и помогает.

(Негромко звучит музыка «Песенка мамонтенка».

Воспитатель: Вот и готовы наши сердечки… так и хочется с ними станцевать!

Танец «Добрый жук».

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. О ком сегодня мы с вами говорили? Что вам особенно запомнилось? Что вам понравилось на занятии, что не понравилось? (Ответы детей)