Тавасиева Тамара Таймуразовна
Воспитатель, МБДОУ детский сад №4 "Теремок", РСО-Алания г. Ардон
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Тавасиева Т.Т. Развитие личного пространства детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 69008
Целью современного дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями. Одним из путей достижения цели в учреждениях дошкольного образования является развитие личного пространства детей. Обращение к понятию «личное пространство» позволяет более детально рассмотреть процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой, а также существующие в нем взаимосвязи. Дети дошкольного возраста не всегда могут определить и организовать личное пространство с помощью имеющегося у них двигательного опыта для решения различных бытовых, игровых и других ситуаций. В этом контексте актуальной является проблема развития у детей умения действовать в личном пространстве сообразно правилам безопасного поведения при взаимодействии с объектами окружающей среды и сверстниками. Пространство выступает как интегративная категория для всех явлений человеческого мира, синтезирующая гетерогенную реальность личности.
Теории пространства в социально-гуманитарных науках касаются фундаментальных измерений человеческого мира и выражают их в специфических параметрах, таких как «верх», «низ», «центр», «окраина» и др., которые фиксируются на уровне обыденного сознания. Междисциплинарный анализ понятия «пространство» позволяет выделить различные аспекты его изучения: пространственно-временное существование человека (Э. Гуссерль, И. Кант, М. Хайдеггер, С. Эспиноза, А.Ю. Антоновский, И.П. Бердников, А.И. Осипов, И.Г. Шендрик); пространственное поведение человека (И. Альтман, Дж. Голд, Г. Зиммель, Р. Соммер, Дж. Фаст, Г. Хедигер, Э. Холл, М. Черноушек и др.); личностные характеристики пространства человека (А.А. Бодалев, А.В. Бурмистрова, Л.А. Говердовский, К. Левин, С.К. Нартова-Бочавер, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Щадриков).
В последнее время в педагогической науке появились работы, акцентирующие внимание на изучении пространства человека. В исследовании, посвященном становлению личностного пространства школьников, О.А. Мальцева подчеркивает наличие определенных наработок в области антропологии (Б.М. Бим-Бад, В.И. Максакова и др.), способных выступить теоретическим основанием рассмотрения также понятия «личное пространство» как педагогической категории, определяющей явления, связанные с умениями детей старшего дошкольного возраста взаимодействовать с объектами окружающей среды.
Теоретико-методологическую основу исследования развития личного пространства детей старшего дошкольного возраста составили научные труды в областях:
- философских концепций пространственного-временного существования человека (Аристотель, И. Кант, И. Ньютон, С. Эспиноза, М.Д. Ахундов, И.П. Бердников, А.И. Осипов и др.);
- социологии и проксемики (И. Альтман, Дж. Голд, Г. Зиммель, Р. Соммер и др.);
- психологии (А.А. Бодалев, А.В. Бурмистрова, Л.А. Говердовский, Н.А. Кондратова, К. Левин, О.В. Москаленко, Н.Н. Мозговая, С.К. Нартова- Бочавер, В.А. Петровский, В.А. Писачкин, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Щадриков и др.);
- теории методики физической культуры (Б.А. Ашмарин, Н.А. Бернштейн, А.А. Гужаловский, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов и др.); - теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста (Л.Д. Глазырина, Т.Ю. Логвина, Э.Я. Степаненкова, В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина и др.).
Проведенный анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития личного пространства детей старшего дошкольного возраста является актуальной для современной педагогической науки и практики работы в учреждениях дошкольного образования. Значит нужно исследовать механизмы формирования отдельных структурных компонентов личности детей. В научной литературе отсутствует определение сущности и структуры личного пространства детей, недостаточно полно отражены целевые, содержательные и процессуальные основы, средства и методика организации работы педагога по развитию личного пространства детей дошкольного возраста. В то же время cодержание, средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста, составляющие образовательную область «Физическая культура», способны стать действенным инструментом развития у детей умения определять и организовывать личное пространство в процессе двигательной деятельности.
На основе вышесказанного можно констатировать наличие в современной образовательной системе на уровне дошкольного образования противоречий между:
– объективным существованием феномена личное пространство и недостаточно полным отражением в научно-методической литературе целевых, содержательных и процессуальных основ развития личного пространства детей старшего дошкольного возраста;
– онтогенетически обусловленным становлением личного пространства ребенка и отсутствием методического обеспечения использования личного пространства как средства достижения гармоничного взаимодействия ребенка с окружающей средой;
– регулярным использованием фронтальных и групповых форм работы при организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным учетом наличия личного пространства как средства, способствующего самостоятельной организации ребенком собственной двигательной деятельности.
Данные противоречия определили цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и практическом обеспечении развития личного пространства детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности.
Литература: