Низина Наталья Михайловна
Учитель-логопед, МАДОУ Детский сад "Чебурашка", Тюменская область,ХМАО - Югра, Советский район
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Низина Н.М. Деловая игра для педагогов ДОУ "Раз словечко, два словечко..." // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 26.04.2024).
Заказ № 68514
Задачи: уточнить знания педагогов по словообразованию, совершенствовать умение планировать речевые игры и упражнения, направленные на развитие грамматических категорий языка
Добрый день уважаемые коллеги!
Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души, иногда забывая про себя и семью. В нашем коллективе уже сложилась традиция проводить деловые игры, где мы с вами вспоминаем, то, что забыли или узнаем что-то новое, касательно нашей профессиональной деятельности. Здесь мы отдыхаем душой, работая головой.
- Жюри прошу занять свои места.
Ваша задача:
- зорко следить за ходом игры;
- после каждого задания оценивать участников игры; 3 балла за правильный ответ
- определить победителя.
Правила игры:
1. Работать дружно, согласованно.
2. Соблюдать порядок и тишину.
3. Уметь слушать другого.
4. За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла.
5. Выслушать задание до конца.
6. Отвечать громко, но не хором.
- Сегодня мы поговорим о таком важном навыке в структуре формирования грамматического строя речи как словообразование.
Словообразование – образование новых слов различными способами. Например: мяч – мячик (уменьшительная форма, образование с помощью суффикса), у волка – волчонок (детеныши животных, образование с помощью суффикса), шел – пришел – ушел (изменение значения глагола путем изменения приставки) и т.д.
Давайте коротко вспомним, как же можно образовывать слова и как это делают наши дети:
1. Приставочный ПРИСТАВКА - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.
Приставки служат для образования слов. Приставки отличаются от суффиксов положением в слове: суффиксы располагаются после корня, а приставки перед корнем. С помощью приставок могут быть образованы слова разных частей речи. В современном русском языке 18 продуктивных приставок.
ПРИМЕР: ходить – входить, выходить, заходить, уходить, отходить, сходить, переходить, приходить.
2. СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ.
СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.
Суффиксов в русском языке много. Они создают новые слова. В существительных насчитывается около 100 суффиксов, в прилагательных – около 50, в глаголах – около 20. Каждой речи свойственны свои суффиксы.
ПРИМЕР: белый – белизна, белок, беляк, белеть, белить, беловатый, беленький, бело
3. ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ
ПРИМЕР: подорожник, приморский, приземлить, подснежник
4.Сложение основ слов с помощью соединительных гласных: рыболов, пылесос и т.д.
- А сейчас я предлагаю Вам разделиться на 2 команды, необычным способом. Возьмите каждый листочек, на нем написано слово. Определите каким способом оно образовано ( приставочным или суффиксальным) и займите место в своей команде.
Итак, команды ПРИСТАВКА и СУФФИКС
1 конкурс «Творческий»
вопрос – 1 группе
- В каком возрасте ребёнок искажает слова. Пользуется упрощенными словами? Примеры слов
(младший дошкольный возраст)
Комментарий логопеда: К полутора годам ребёнок произносит, хотя и не всегда чётко, почти все гласные и многие согласные звуки – [м], [п], [б], [т], [д], [н], [к], [г], [в], [ф], [й]. Однако некоторые согласные часто произносятся им смягчённо («дяй» вместо дай). Вместо общепринятых слов ребёнок продолжает употреблять звукоподражания (собака – «ав-ав», часы – «тик – так» и пр.) Иногда вместо целого слова ребёнок может произнести только ударный или первый слог (кукла – «ку», упал – «па»). Часто одно и то же слово ребёнок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.
К двум годам малыш начинает чётче произносить гласные звуки, правильно воспроизводить многие, наиболее лёгкие согласные, усваивает простейшую интонацию (в его речи появляются вопросительные и восклицательные предложения). Отчётливость произнесения звуков в этот период жизни зависит от их места в слове.
- вопрос – 2-ой группе
- В каком возрасте наблюдается такое явление, как словотворчество? Примеры слов детей (средний дошкольный возраст с пяти лет)
Комментарии логопеда: в среднем возрасте наблюдается рост интереса к слову, его звучанию. Словообразование и словотворчество носит в этом возрасте взрывной характер.
. (примеры логопеда: Мазелин – вазелин, это не рыбка, а китка – о резиновом ките, посмотри, коровы рогаются)
2 конкурс « Родственный»
- Растёт в Лукоморье Волшебное дерево. Листья на нём появляются только, тогда, когда к заданному слову находятся родственные слова.
Д/ и «Дерево родственных слов»
- 1 команда подбирает родственные слова к слову – САД
Существительные - садочек, рассадник, садоводство, садик, высадка, посадка, зоосад, садовник, садовница, ясли-сад.
Прилагательные - садовый, приусадебный, садоводческий.
Глаголы - посадить, рассадить, высадить, пересадить, засадить, усадить.
- 2 команда к слову ЗВЕЗДА
звездочка, созвездие, сверхзвезда, суперзвезда, звездчатка (растение с цветами, напоминающими звездочки).
Комментарий логопеда: К сожалению, на протяжении всего своего опыта работы с детьми сталкиваешься с трудностями в умении образовывать новые слова. Как правило, с заданиями на словообразование справляются единицы.
А ведь создание новых слов в языке, правильный анализ состава слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.
Часто родители и даже педагоги забывают о значении художественной литературы в развитии речи ребёнка. Хотя нам хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха. А ведь в этих стихах уже находится словесная игра, без которой ребёнок никогда не овладеет своим языком в совершенстве.
Эти весёлые стихи уже могут стать элементом занятия по развитию речи. Например, предложить детям прослушать стихотворение «Прогульщик» Э. Мошковской и найти похожие слова, слова –родственники.
Предлагаю прочитать воспитателям и выполнить задание.
- Прочитайте стихотворение и назовите родственные слова, какими частями речи они являются?
Шёл прогульщик на прогулку
Шёл и песенку свистел.
Захотел Прогульщик булку
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов…
Но прогуливал буфетчик,
И невидно продавцов.
И гулял киномеханик-
Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли заодно…
И обиделся прогульщик!
И прогульщик не смолчал!
И прогульщикам Прогульщик
«Вы - прогульщики кричал!»
Комментарий логопеда: Чем чаще повторять стихотворение, тем больше можно увидеть в нем загадок, шуток и других игр.
Детские поэты (К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, С Михалков, Б. Заходер, Е. Благинина, В. Берестов, Э. Успенский, Э. Мошковская, Ю. Мориц, И. Токмакова, В. Левин и др.), зная особенности развития речи детей, сочинили множество художественных произведений наполненных детской фантазией, юмором, словесными играми.
3 конкурс «Игровой»
Что такое относительные прилагательные?
Это разряд прилагательных обозначающих признак предмета через его отношение к другому предмету (деревянный дом, фруктовый сад), действию (читальный зал), месту или времени (индийский чай, ночной поезд).
- Придумать речевую игру или упражнение на образование относительных прилагательных с помощью предметных картинок
- 1 команда – фрукты
- 2 команда - овощи
Комментарий логопеда: В работе с детьми можно использовать разные речевые игры
Игра «Кузовок»
Цель: учить образовывать с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательные существительные
Ход: Один из играющих ставит на стол корзинку и говорит соседу:
- Вот тебе кузовок,
Клади в него, что на ОК
Обмолвишься - отдашь залог.
Педагоги по цепочке называют слова с рифмой на ОК (Я положу колобок, утюжок, колпачок)
По окончании разыгрываются залоги: покрывают кузовок и спрашивают: - Чей залог вынется, что тому делать
4 конкурс « Профессиональный»
- 1 команда называет профессии с суффиксом – щик
- 2 команда с суффиксом – чик
(написать за 1 минуту и прочитать )
5 конкурс « Мозговой штурм»
- За короткое время надо дать как можно больше правильных ответов на короткие вопросы:
1. Чем отличается звук от буквы.
2. На что похожа буква «В»?
3. Сколько букв и звуков в слове «деньги»? 6 и 5
4. Сколько дней в неделе? 7
5. Что курицу не учит? яйца
6. Какая бывает ручка? Дверная, шариковая, часть тела
7. Что может быть широким? Душа, река, плечи
8. У кого глаза велики? страха
9. Определите, какая часть речи слово «пешеход» (существительное).
10. Поделите на слоги слово «черепаха» 4
11. Назовите двусложное слово из открытых слогов (вата).
12. Подберите рифму к слову «мак».
13. Назовите 3 притяжательных прилагательных (лисий, волчий, собачья)
14. Назовите ударный гласный в слове «крокодил» (и).
15. Придумайте родственное слово к слову «игра».
16. Объясните, как образовано слово «пароход
- Сегодня мы вспомнили особенности формирования словообразования у дошкольников, работали в команде, проверили знания русского языка.
Подведение итогов игры. Награждение команды победителя.