Попова Ирина Владимировна
Учитель-логопед, МАДОУ "Золушка", город Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Попова И.В. Логопедическая игра "ПОЛОВИНКИ" (автоматизация звука Ш в стечениях - ШКА) // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 68376
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения обозначена в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков [1, с. 83].
С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных речедвигательных связей на разнообразном речевом материале. Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться.
Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу, особенно это касается детей с неврологическими расстройствами, Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка, так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.
Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранным речевым материалом.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка, повысить устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи. Играть в логопедические игры весело и занимательно. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, а скучные и малоинтересные упражнения по автоматизации и дифференциации звуков превращаются в увлекательное занятие.
Коррекционное игровое пособие «ПОЛОВИНКИ» используется на этапе автоматизации звука Ш на уровне слов со стечениями - ШКА для индивидуальных занятий в процессе коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи.
Настоящее коррекционное пособие адресовано логопедам, воспитателям и родителям детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста имеющих речевые нарушения.
Пособие представлено в виде игровых карт, разделенных на 9 равных квадратов, на гранях каждого из которых изображены различные половинки картинок с отрабатываемым звуком. Необходимо собрать все половинки в единое игровое поле. Все игровые карты объединены одинаковым принципом действия, многофункциональность пособия обеспечивается разнообразием речевого материала и возможностью вариативности его применения. Таким образом, данное пособие позволяет реализовать большое количество вариантов разнообразных заданий.
Ребенку предлагается собрать картинки и потренироваться в произношении слов. Взрослый обязательно контролирует правильность произношения отрабатываемого звука.
При подборе речевого материала для автоматизации звуков необходимо руководствоваться традиционными принципами:
- доступность материала для понимания ребенком данного возраста.
- исключение оппозиционных звуков.
Полезно не ограничиваться простым называнием предлагаемых слов. Ребенку можно предложить различные задания:
Многофункциональность пособия, а также специфика работы учителя-логопеда состоит в том, что имеется возможность на каждом занятии по автоматизации поставленных звуков придумывать новые варианты игр с данным пособием.
Следует помнить, что работу на данном тренажере можно проводить только тогда, когда звук появился в речи ребенка. Но, из опыта работы, даже если ребенок в самом начале работы еще ошибается и переходит на искаженное или ошибочное произношение звука, то при хорошем самоконтроле ребенка или адекватной помощи взрослого к последним «дорожкам» тренажёра, как правило, звук звучит уже чисто и правильно. При этом важно похвалить ребенка – напомнить, что он уже научился выговаривать звук и подружился с ним. Нужно помнить, что ошибки в произнесении трудного звука бывают всегда, и это нормально. Постепенно малыш будет всё меньше и меньше ошибаться.
Эти факты позволяют сделать вывод, как о важности сохранения традиционных подходов, так и о необходимости развития новых направлений логопедической практики. Важно также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определенной цели. В нашем случае конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению на определенном этапе работы.
Литература:
Образцы игровых полей «ПОЛОВИНКИ» для автоматизации звука [Ш] в стечениях - ШКА