Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в работе учителя начальных классов

Шестрякова Ольга Борисовна

Учитель начальных классов, ГКОУ РО Матвеево Курганская школа – интернат, п. Матвеев Курган    

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шестрякова О.Б. Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в работе учителя начальных классов // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 62000


 

«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.

Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил. Венцом этой гармонии является радость творчества» В.А. Сухомлинский

Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому очень важно формировать потребность в здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм ребенка в начальной школе требует большой двигательной активности, что связано с его возрастными физиологическими потребностями. И это необходимо учитывать в работе с детьми. Очень важно правильно сочетать умственную и физическую нагрузку.

Давать образование ребенку, это не только пичкать его всевозможными формулами и правилами, это еще и дать ему понятие, что он человек, который может быть не только образованным, но и здоровым. А это мы должны воспитывать с самого рождения. Но не всегда этому уделяется внимание, особенно в школе. Так как нагромождение всевозможных требований отодвигают на второй план самое главное-здоровье ребенка. Здоровый ребенок — здоровое будущее! И это нельзя забывать.

Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, слушание музыки. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость.

 С первых дней работы в школе я ставила перед собой вопрос: «Как помочь ребенку не уставать на уроках? Если ученик устал, вся работа учителя сведена к нулю!» Я искала разные приемы, формы и методы работы. Я узнала о технологии Базарного В.Ф. Меня поразило то, что самые простые приемы приводят к отличным результатам!

 Итак, я кратко познакомлю с элементами данной технологии:

  1. режим смены динамических поз (стою-сижу-стою);
  2. произвольный шаговый логоритм;
  3. сенсорные кресты;
  4. гимнастика для глаз;
  5. пальчиковая гимнастика

 И что немаловажно, затраты для обеспечения технологии очень малы. Все можно изготовить своими руками! Важно, и то, что сам «образовательный процесс протекает благодаря, а не вопреки естественной природе детей» (В.Ф. Базарный).

 Конторки закупила по нашей просьбе администрация (а это главное, когда наше руководство понимает проблему и помогает решить ее вместе с педагогом). Нам очень повезло во-первых, с выбором технологии и ещё с возможностью лично встретиться с автором данной методики.

 Я могу сказать, что эта технология помогает повысить качества знаний учащихся, уровень восприятия любого материала очень высок, психологический климат в классе положительный, количество учеников, которые пропускали занятия по болезни сократился.

Дети сидят по двое за партами и меняются местами в течение всего урока. Один стоит, второй сидит, через 7-12 минут они меняются. В первом классе я объяснила детям принцип работы и уже через месяц ученики сами регулировали этот процесс без напоминания. Использование элементов данной технологии помогает нам с учениками снизить процент заболеваемости.

 

Применение элементов технологии Базарного В.Ф. дает положительный результат в воспитании детей. Они умеют работать свободно с информационным пространством и, что очень радует, они с желанием идут в класс.

Работая по здоровьесберегающей технологии, я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, я постоянно нахожусь в поиске, что заставляет думать, находить лучший вариант, развивает мое педагогическое творчество, не дает оставаться на месте и довольствоваться достигнутыми результатами.

Что же можно использовать в начальной школе?

Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?

Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.

Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.

Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.

Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.

Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.

Не нужно забывать и о дыхании. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Поэтому во время уроков использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные.

При обучении школьников младших классов особое внимание уделяю упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, повышающим работоспособность коры головного мозга. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка - способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь; 

- повышает работоспособность головного мозга; 

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; 

- развивает тактильную чувствительность; 

- снимает тревожность.

Физкультурные минутки, проводимые во время уроков, решают задачи снятия утомления, активизации внимания, предупреждения нарушений осанки. В какой момент на уроке проводить физкультминутку, решает в каждом отдельном случае учитель. Наиболее целесообразно это делать тогда, когда ученики начинают уставать, становятся неспокойными, рассеянными. 

 Проведение подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка.

 Динамические паузы выполняют следующие функции:

1.Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением.

2. Коммуникативная – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива.

3. Воспитательная – формируют моральные и нравственные качества.

4. Обучающая – дают новые знания, умения, навыки.

5.Развивающая – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.

Мы используем в работе дыхательные гимнастики (Стрельникова).

Упражнения с массажными мячиками (с проговариванием стихотворения).

Какие же ориентиры используются на уроках в начальной школе?

1. Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 

2. Офтальмотренажёр.Специальный тренаж, расположенный на стене класса.

3. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Дети повторяют движения человечка.

4.Бумажные офтальмотренажёры.

Например, на доске расставлены:

1) Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

 Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.

2) Тарелки с разноцветными кружками. Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.

Русский язык.

Вежливые слова и здоровье.

Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

Списывание текста о здоровье.

Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст: 

«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

Кроме того, полезно проводить подвижные игры на внимание. Так, на уроке обучения грамоте при изучении темы «Звуки. Гласные и согласные», можно предложить детям такую игру. Учитель называет звуки гласные и согласные вперемешку, а дети встают со своих мест: мальчики, когда слышат согласный звук, а девочки – гласный. 

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.

«Колобок».

 Дети легко и охотно приходят к заключению:

- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

 Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

Математика

На уроках математики при закреплении вычислительных навыков на доске записывается три столбика примеров. Дети, участвуя в соревновании «Самый умный, самый быстрый», по очереди выходят (выбегают) по одному человеку с каждого ряда к доске и находят значение выражений. Победит та команда, которая быстрее всех и с меньшим количеством ошибок выполнит задание.

Подобные игры помогают детям снять напряжение на уроке, в игровой форме усваивать учебный материал, а также позволяют сохранять здоровье.

Задача. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

Ответ: в 2 раза.

- Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

Развитие речи.

Лекарственные растения твоего края.

- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.

К предмету Человек. 

- Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. 

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения

В заключении хочется ещё раз сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером».