Белова Любовь Юрьевна
Воспитатель, МДОУ №9 "Цветик-семицветик", г. Дмитров, Московская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Белова Л.Ю. Дмитров-мой город родной!: проект по нравственно-патриотическому воспитанию // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 61026
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложения к проекту
Актуальность темы:
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Тема: «Дмитров- мой родной город».
Цель:
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности семье, родному дому и городу, воспитание гражданина и патриота своей страны;
• воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
• воспитание чувства гордости, чувства ответственности за судьбу города Дмитрова, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Задачи:
• воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, городу Дмитрову;
• формировать представление о городе Дмитрове, как части России: истории, символике, достопримечательностях, традициях, труде и быте горожан;
• пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному городу, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями, культурой и др.;
• подвести детей к пониманию, что наш город Дмитров является частицей большой Родины – России; познакомить детей с символикой Дмитровского района: гербом, флагом, гимном;
• привлечь родителей к участию в реализации проекта (через создание библиотеки, макета «Мой город», через создание тематического альбома с фотографиями «Дмитровский край».
• поддерживать интерес, чувство гордости, любви и уважения у дошкольников к своей «малой Родине».
Методы:
Исследовательские: вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
Наглядные: тактильно–мышечная наглядность;
Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;
Вид проекта: долгосрочный
Сроки проведения: сентябрь2017-май 2018г.
Календарно-тематический план проведения проекта
Месяц |
Тема |
Форма проведения |
Примечание |
Подготовительный этап |
|||
С Е Н Т Я Б Р Ь
|
1.Постановка проблемной ситуации: «Мы хотим узнать о истории города Дмитрова».
2.Беседа «Моя малая Родина»
3.Создание фото альбома: «Дмитров- наш город родной»
|
Беседа с родителями о подборке иллюстраций и книг о городе Дмитрове
2 Консультация для родителей: «Мой город- моя малая Родина»»
3. Сбор иллюстраций родителей с детьми. |
|
Основной этап |
|||
О К Т Я Б Р ь |
1.Знакомство с историей возникновения города Дмитрова.
2. «Моя семья»
3.Осенний праздник |
1. Беседа по теме. Показ фото и книг о Дмитрове.
Чтение стихотворений о Дмитрове.
2.Работа над понятием «родня». Чтение Я. Акима «Моя родня»
3 «Путешествие по осеннему городу» |
|
Н О Я Б Р Ь
Д Е К А Б Р Ь
Я Н В А Р Ь
Ф Е В Р А Л Ь
М А Р Т
А П Р Е Л ь |
1.Поисково-исследовательская деятельность.
2.Закрепление знаний о быте и труде жителей города.
3. Знакомство с символикой города
4. «Мой адрес»
1.Новый год у ворот
История названия улиц города.
«Нащи защитники»
8 марта
Дмитров прежде и теперь
|
1. Беседа: «Как люди жили в старину»-Ремесло и быт города (Фото)
2.Экскурсия в музей д/с «Горенка» Беседа. Рассматривание иллюстраций 3Беседа о гербе, гимне города Дмитрова. Чтение стихотворений
4.Заучивание своего полного адреса.
1.Рассматривание репродукций и картин о родной природе. Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина». 2. Объяснение пословиц о Родине. 3. Рассказ о Российском флаге, слушание гимна России. Рассматривание герба России.
С/р игра «Путешествие по родному городу»
Просмотр фото: «Улицы города»
Беседа «Кто такие защитники нашей Родины?» Пение песен об армии и чтение стихотворений. Рассказ о героях-дмитровчана. А. Махалине и Аверьянове.
Познакомить с женщинами, прославившими наш край. Лира Никольская.
Рассматривание иллюстраций старого города Дмитрова и сравнение его с современным городом. Просмотр видео клипа «Дмитров-город мой».
Составление детьми рассказов на тему «За что я люблю мой город» |
|
Заключительная часть |
|||
М А й |
1.Итоговый праздник: 2.Конкурс рисунков 3.Фотовыставка и Макет города |
1.Совместно с родителями организовать праздник «Дмитров-город воинской славы». 2 «Цветы нашего города» 3 «Я и мой город Дмитров» |
|
Ожидаемые результаты:
Познакомимся и расширим знания о родном городе.
Научимся с пользой применять эти знания. Организуем праздник:
«Путешествие по осеннему городу»
Создадим макет города и альбом «Я и мой город Дмитров».
Проведем итоговое комплексное занятие «Дмитров-город воинской славы».
Заключение
Результаты:
Вывод:
Вот так постепенно в процессе работы мы стараемся воспитывать у детей чувства: гордости за свою малую родину, любовь к родному городу, желание видеть и сохранить его чистым, красивым.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере нравственно-патриотического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о городе Дмитрове.
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Литература: