Страхи у дошкольников

Дуванова Наталья Александровна

Старший воспитатель, ГБОУ СОШ с. Хворостянка, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дуванова Н.А. Страхи у дошкольников // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 63603


 

Все знают, что многие дети чего – то боятся. Одним страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчелы. Некоторые боятся персонажей сказок: Бабу Ягу, волка, злого колдуна, других образов, созданных воображением. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его личности, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе и т. д. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, какой – либо патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер, но в то же время сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально – личностной сфере ребенка. Такие страхи возникают у эмоциональных детей в различные периоды детства, имеют свои особенности. В первые годы жизни ребенок находится в теснейшей физической и эмоциональной связи с матерью, в зависимости от нее. Чувство любви и защищенности во многом определяет благополучие малыша, является условием эмоционального комфорта. Если мать ведет себя по отношению к ребенку слишком сдержанно, редко берет его на руки, мало ласкает, строго с ним разговаривает или вообще недостаточно обращает на него внимания, то поведение малыша меняется. Его беспокойство усиливается, он становится плаксивым, с трудом засыпает и плохо спит, часто просыпается в слезах. Днем он старается быть ближе к матери, беспокоится даже тогда, когда она на минутку выходит из комнаты, а уж если она закрывает за собой дверь – начинает горько плакать. В раннем возрасте механизм возникновения этого страха определяется непереносимостью даже короткой разлуки с матерью для чувствительного, эмоционального малыша. Другим фактором, определяющим появлением страхов у детей раннего возраста является неоправданно строгая позиция родителей и неадекватные средства воспитания, которые они применяют. К арсеналу этих средств, противопоказанных для детей раннего возраста, относятся строгие наказания, угрозы, телесные наказания. С 3 до 5- 6 лет детские страхи бывают наиболее разнообразны и свойственны в той или иной степени большинству детей. Обычные страхи базируются на трехкомпонентной основе высокая эмоциональность, малый жизненный опыт и богатое воображение, легко появляются и нередко сами собой исчезают в течение 3 – 4 недель. Нередко непосредственной причиной таких страхов выступают необдуманные поступки взрослых. Длительные психотравмирующие ситуации не всегда вызывают у ребенка появление страхов. У некоторых вместо этого отмечаются другие отклонения в поведении - агрессивность, упрямство, капризы и т. п. Некоторая предрасположенность к страхам имеется у детей замкнутых, малообщительных, ограниченных в контактах. Обычному ребенку очень трудно управлять своими эмоциями – дети непосредственны и при условии близких и доверительных отношений с матерью или другими близкими взрослыми откровенно выражают свои чувства: радость, грусть, неудовольствие, надежду и т. д. Но иногда бывают исключения. В случаях, когда чувства ребенка постоянно порицаются, получают негативную оценку или вообще не замечаются и не учитываются взрослым, непосредственность постепенно исчезает. Это бывает в случае «формализованного» воспитания, когда взрослому переживания ребенка только усложняют жизнь, когда он не хочет или не умеет их понимать и строить педагогический процесс с их учетом, а ориентирован только на достижение конкретного результата. Появление многих распространенных вариантов страха можно предупредить самыми простыми методами. Совершенно очевидно, что страх перед темнотой не может появиться у ребенка, который всю жизнь спит в неосвещенной комнате. Эта привычка закладывается еще на первом году жизни и поэтому, видимо, не следует на всю ночь оставлять включенной маленькую лампочку в комнате, где спит малыш. Когда ребенок станет несколько старше, можно вместе с ним «путешествовать» по темной комнате вокруг его кровати, прокладывая надежные «пути» к тем предметам, которые могут понадобиться ночью – чашке с водой, ночному горшку, выключателю от лампы. Если элементы возникающего страха уже появились, то такое путешествие поможет малышу понять, что ничего страшного вокруг него нет, а доброжелательное, спокойное поведение взрослого снизит тревогу и нормализирует эмоциональный фон. Когда ребенок ложится спать, не надо плотно прикрывать дверь в его комнату. Тихие звуки голосов родителей, приглушенное бормотание телевизора, звяканье посуды на кухне не только не мешают малышу засыпать, но, наоборот, способствуют появлению чувства защищенности и покоя. Поскольку чаще всего страх темноты и нередко связанный с ним страх одиночества проявляются вечером перед засыпанием, следует помнить о том, что весь вечер – начиная с ужина – должен проходить в атмосфере мира, уюта и покоя. Совершенно неуместны шумные игры, страшные фильмы и сказки, рассказанные перед сном. Спокойные интонации, убаюкивающие ребенка, снимают также его эмоциональную готовность испугаться.

Наряду с формированием у малыша привычки к тем ситуациям, в которых у многих детей возникают реакции страха (привычка спать в темноте, одному), очень важно активно обогащать знания ребенка о предметах и явлениях природы, о мире людей и их взаимоотношениях. Когда ситуация не таит в себе элементов неожиданности, когда малыш не раз наблюдал то или иное явление природы (например, грозу), имел возможность поучаствовать в том или ином деле, непонятных и тем самым пугающих. Обеспечение эмоционального комфорта для ребенка в семье, внимание к его чувствам и переживаниям, готовность всегда прийти к нему на помощь – наиболее эффективное средство предупреждения развития страхов у дошкольников. Дело родителей – постараться, чтобы малыш чаще улыбался, был спокоен и счастлив.