Шрамко Елена Александровна
Воспитатель, МБДОУ ДСКВ №14 г. Ейска МО Ейский район
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шрамко Е.А. Берегите природу дети! - проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 61540
Настало время, когда человек начинает задумываться над тем, что он часть природы. Люди больше всего влияют на окружающую природу и к сожалению, многие их действия имеют отрицательные последствия. Загрязнение окружающей среды продуктами отходов производства, браконьерство, охота, вылавливание несозревших видов рыб. Вследствие чего не успевают восполняться определенные виды фауны и наблюдается вымирание или полное исчезновение животных, опустошение ресурсов Земли, вырубка лесов, загрязнение водоемом и т.д. Экологи уже не первый год бьют тревогу, утверждая, что над нами нависла угроза глобальной катастрофы.
Ведь если задуматься, люди поколение за поколением становятся всё слабее и болезненней, так природа отвечает нам «взаимностью». Как в известной русской поговорке «Что посеешь, то и пожнешь»
Пришло время, когда люди должны научится понимать законы природы. Если бы нам всем научиться жить в совете и согласии с природой, миром вокруг - как бы изменился мир, в один момент!
Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух и небо, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель!
Природа–удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Несомненно, природа оставляет глубокий след в душе ребенка. Моим воспитанникам 6 лет, я наблюдаю с какой любовью они относятся к природе, как замечают происходящие в ней изменения в разное время года, как радуются каждой экскурсии, как она влияет на формирование и развитие их эстетических, и художественных качеств. Начиная с трехлетнего возраста, я замечала, как общаясь с животными и растениями мои дети преображаются, они становятся мягче, добрее.
Формирование экологической культуры следует начинать уже в детском саду. Так как экологическое самосознание детей сформировано недостаточно, перед нами педагогами стоит эта задача в приоритете, отсюда и вытекает цель нашего проекта:
Цель проекта:
создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры и понимания того, что человек зависит от природы ровно на столько, на сколько природа зависит от нас.
Задачи:
-развивать умение логически и творчески мыслить;
-осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о природе, развитие интереса к ее познанию, обогащение нравственного опыта;
-совершенствовать навыки детей по уходу за растениями;
-формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
-воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Тип проекта:
Творческий, практико-ориентированный.
По длительности: долгосрочный (октябрь-май)
Формы реализации проекта:
Беседы;
Непосредственная образовательная деятельность;
Наблюдения и экологические экскурсии;
Познавательное чтение;
“Уроки доброты”;
Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты);
Просмотры презентаций;
Практическая деятельность в уголке природы;
Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Ожидаемые результаты:
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап – Заключительный
Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
Основной этап
Заключительный этап
Экскурсия в цветочный магазин;
Изготовление лэпбука «Берегите растения и животных»
Участие в международной олимпиаде «Мир вокруг нас»
Совместная деятельность педагога с детьми