Применение игровых обучающих ситуаций, направленных на формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы

Маркелова Людмила Ивановна
Дивунова Лидия Николаевна

Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" детский сад № 150 "Брусничка", Тольятти, Самарской области
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" детский сад № 150 "Брусничка", Тольятти, Самарской области  

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Маркелова Л.И., Дивунова Л.Н. Применение игровых обучающих ситуаций, направленных на формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 58631


 

Современный образовательный процесс в детском саду перестраивается в направлении повышения коммуникативной, исследовательской и творческой активности старших дошкольников. Для этого необходимо насыщать детскую жизнь разнообразными ситуациями, разрешая которые дошкольники в полной мере удовлетворяют свою потребность в дружеском общении и сотрудничестве, совершении познавательных открытий, в самоутверждении.

Общеобразовательная программа детского сада, опираясь на программу «Детство» включает в себя следующие задачи образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста:

  • развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостей;
  • развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания;
  • развивать умение отражать результаты познания в речи: рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам);
  • поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности;
  • поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.

Одним из эффективных приемов решения задач образовательной области «Познавательное развитие» являются игровые обучающие ситуации. Игровые обучающие ситуации представляют собой форму совместной деятельности взрослых и детей, которая обеспечивает формирование у детей навыков игрового общения, которые они свободно будут переносить и в самостоятельную деятельность.

Мир ребенка, как и взрослый мир, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению, как между собой, так и с окружающими взрослыми. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям можно отнести:

- обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;

- привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т.д.);

- активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

«Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у дошкольников в ходе совместной предметной и предметно игровой деятельности.

Для развития полноценного игрового общения мы используем такую форму работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Известно четыре вида таких ситуаций:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения игровых обучающих ситуаций:

  • разговор воспитателя с детьми,
  • игры-путешествия,
  • игры-беседы,
  • игры-драматизации,
  • игры-импровизации и многие другие.

Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, картин).

Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что мы в игровой обучающей ситуации выступает как партнеры по общению, стремимся к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Мы уважаем право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребенка темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций.

Теперь непосредственно о нашей работе с детьми.

РППС в нашей группе построена так, что дети в свободной совместной деятельности могут пользоваться дидактическими пособиями, играми и литературой.

У нас большая библиотека познавательной литературы и энциклопедий. Среди книг есть подборка «Атлас мира», куда входят «достопримечательности», «животные и растения» «страны и флаги», «народы и костюмы» -  дети узнают, как устроена наша планета, из каких материков и океанов она состоит. Разнообразные карты мира. Книги из серии «Хочу всё знать», дидактическое пособие «Мир и человек», дидактический материал «Мир животных», дидактические пособия «Тропинки-лабиринты», «Занимательная зоология». Используя эти пособия, мы применяем игровые обучающие ситуации – игры-беседы, игры-путешествия, маршрутные игры, разнообразные упражнения. Широко используем современные образовательные технологии.

Предлагаем детям реализовать полученные знания в творческой деятельности, а именно в изодеятельности:

  • используем раскраски, трафареты;
  • рисование объектов ближайшего окружения;
  • аппликации.

Используем в работе с детьми познавательный материал «Природные зоны», настольно-печатные игры, разработали картотеку дидактических игр по окружающему миру.

Важным видом игровых обучающих ситуаций являются игры-путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Совместно с детьми изготовили дидактическое пособие «Материки», которое можно использовать на фланелеграфе.

В процессе этой игры дети посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся и получают новые знания о мире и природе. Воспитатель в этой игре выполняет главную роль- экскурсовода, начальника экспедиции, через это пособие дети знакомятся с названием материков, расположением их на карте.

В нашем арсенале есть коллекция «Минералы – сокровища Земли». В совместной игровой обучающей деятельности знакомим с первичным представлением о планете Земля, об особенностях ее природы через ознакомление детей с полезными ископаемыми. Дети с удовольствием рассматривают и изучают их.

Игровые обучающие ситуации предполагают использование информационных технологий. Мы применяем их на практике. В нашей медиотеке много познавательных фильмов и игр.

В ознакомлении детей с окружающим миром, природой нашей родины и других стран большая заслуга наших родителей. Через путешествия, экскурсии они познают мир во всей его красе.

Таким образом, игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, но, чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, нужно подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.

 

Литература:

  1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  2. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  3. Использование игровых обучающих ситуаций в реализации образовательной области «Коммуникация»: методическое пособие / В.Л.Сиротина. Челябинск, 2011. 24 с.