Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Маленькие россияне"

Левина Татьяна Юрьевна 
Никитина Елена Аркадьевна

Воспитатель, МБДОУ д.с.№ 4, г. Вязьма Смоленская область 
Воспитатель, МБДОУ д.с.№ 4, г. Вязьма Смоленская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Левина Т.Ю., Никитина Е.А. Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Маленькие россияне" // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 54245


 

Наименование проекта: «Маленькие россияне».

Тип проекта: информационно-творческий, долгосрочный.

Срок реализации: с 1 августа 2017 по 31 мая 2018год.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Д.С.Лихачёв

Актуальность:

Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувсво ответственности перед обществом, чувство глубокой привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Цель:

создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите.

Задачи:

  1. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю, стране;
  2.  формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  4. формирование элементарных знаний о правах человека;
  5. расширение представлений о городах России;
  6. знакомство детей с символами государства, области, родного города (герб, флаг, гимн);
  7. развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  8. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные цели достигаются во всех видах детской деятельности.

 Чтобы достичь поставленных целей, мы организуем работу по патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы, стараясь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Ожидаемые результаты:

Для детей: 

Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.

Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.

У детей более глубокие знания о России.

Для родителей:

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Для педагогов: 

Повышение уровня педагогического мастерства.

Формы работы:

Работа с детьми - организованная образовательная деятельность, экскурсии, праздники, чтение художественной литературы, беседы, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые), художественное творчество, наблюдение, прогулки.

Работа с родителямиконсультации, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, акциях, экскурсиях, помощь в подготовке праздников и развлечений.

Основные этапы по реализации проекта:

1        этап – подготовительный:

-Подбор необходимой литературы, иллюстрационного материала, материала для игровой деятельности детей;

-Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;

-Создание развивающей среды для познавательной, продуктивной и творческой деятельности детей;

2 этап – основной:

Для детей:

  1.  «День знаний». 1 сентября 2017 г.
  2. Спортивный досуг, посвященный Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков 25 сентября 2017.
  3. Просмотр мультфильмов о дружбе 1-10 ноября 2017.
  4. ООД «Хоровод дружбы» аппликация 1 ноября 2017.
  5. Тематический досуг, посвященный Дню матери 24 ноября 2017 г.
  6. ООД «Вечерний город» 1 декабря 2017.
  7. Конкурс «Кормушка для птахи» 4-22 декабря 2017.
  8. ООД по художественно-эстетическому воспитанию (аппликация) «Символы России» 12 декабря 2017.
  9. Создание птичьей столовой «Столовая «Пташка» 22 декабря.
  10. Всероссийский дистанционный конкурс «Кормушка» 22 декабря.
  11. Конкурс «Подарки для елочки» 15-26 декабря.
  12. Новогодний праздник 29 декабря.
  13. Тематический досуг «Коляда, открывай ворота» 10 января 2018.
  14.  Развлечение «Раз в крещенский вечерок»19 января 2018.
  15. ООД по художественно-эстетическому воспитанию (рисование) «Неофициальные символы России. Матрешка - душка» 23 января 2018.
  16. Масленица 15 февраля 2018.
  17. День защитников Отечества 22 февраля 2018.
  18. Экскурсия в Музей Ю.А. Гагарина в деревню Клушино Гагаринского района Смоленской области 5 марта 2018.
  19. День освобождения города Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков 12 марта 2018.
  20. Акция «Домик для птахи» (скворечники)12-29 марта 2018.
  21. Викторина «Птицы нашего края» 1 апреля 2018.
  22. ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование). «Космическое будущее» 11 апреля 2018.
  23.  Спортивное развлечение «Космические старты» 12 апреля 2018
  24. Беседы о ВОВ, слушание аудиозаписей, чтение художественной литературы 18 апреля-14 мая 2018.
  25. Экскурсия в Музей неизвестного солдата 4 мая 2018.
  26. Акция «Георгиевская ленточка» 7-11 мая 2018.
  27. ООД по художественно-эстетическому воспитанию (нетрадиционная аппликация) «Орден ветерану» 7 мая 2018.
  28. День Победы 8 мая 2018.
  29. ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка из соленого теста) «Вяземский пряник» 16 мая 2018.
  30. Экскурсия в городской музей 18 мая 2018.
  31. Развлечение «Маленькие россияне»24 мая 2018.
  32. «До свидания, детский сад» 31 мая2018.
  33. Исполнение патриотических песен на протяжении всего проекта.
  34. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Моряки», «Пограничники», «Санитары», «Почта России», «Военная почта», «Магазин», «Больница», «Поликлиника», «Библиотека» и другие на протяжении всего проекта.

Чтение художественной литературы по теме на протяжении всего проекта.

Для родителей:

Сентябрь:

  1. Консультация: «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников».
  2. Папка-передвижка: «1 сентября. День знаний».
  3.  Родительское собрание: «Готовимся к школе».
  4.  Консультация: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Октябрь:

  1. Консультация: «Патриотическое воспитание дошкольников».
  2. Папка-передвижка: «Роль отца и матери в воспитании детей».
  3. Анкетирование «Что мы знаем о своей стране».

Ноябрь:

  1. Папка-передвижка: «День народного единства».
  2. Консультация: «Какие русские народные сказки читать детям?».
  3. Конкурс: «Таланты наших мам».
  4. Праздник: «День матери».

Декабрь:

  1. Конкурс: «Кормушка для птахи».
  2. Папка-передвижка: «День конституции России».
  3. Конкурс: «Елочные игрушки своими руками».
  4. Праздник: «Новый год».

Январь:

  1. Папка-передвижка: «Рождество».
  2. Консультация: «Гадания на крещение».
  3. Папка-передвижка: «Сувениры из России».

Февраль:

  1. Папка-передвижка: «Масленица».
  2. Оформление стенда: «История нашего города».
  3. Праздник: «День защитников Отечества».
  4. Консультация: «Расскажите детям о родном городе».

Март:

  1. Экскурсия в музей Ю.А. Гагарина.
  2. Папка-передвижка: «Мамин день-8 марта».
  3. Консультация: «Вязьма в годы ВОВ».
  4. Акция: «Домик для птахи (скворечники)».

Апрель:

  1. Оформление стенда: «Освоение космоса».
  2. Папка-передвижка: «День космонавтики».

Май:

  1. Консультация: «Как рассказать детям о ВОВ?».
  2. Акция: «Георгиевская ленточка».
  3. Праздник: «День Победы».
  4. Совместная экскурсия в Музей неизвестного солдата».
  5. Родительское собрание: «Здравствуй, школа!»
  6. Выпускной бал.

3 этап – заключительный:

- создание фотоальбома «Маленькие россияне»;

-презентация проекта;

-мониторинг.

 

Литература:                                                                                                       

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005.
  2. Новийкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.
  3. Черединова Т. Детям своим расскажите о них …. Д.В. № 5. 2005.
  4. Кондрыканская Л.А. С чего начинается Родина. М., 2004.
  5. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о великой победе! М.: Гном и Д, 2005.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина и др. М.: АРКТИ, 2001.