Патриотическое воспитание дошкольников

Саморукова Анна Валериевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад к\в №8 "Аистенок", г. Мичуринск, Тамбовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Саморукова А.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 57595


 

Мы живем в то время, когда многие исторические события переоцениваются, теряется их значимость и актуальность. Нам хотят навязать иное видение истории зачастую отличное от истинного. В связи с этим патриотическое воспитание сегодня как никогда необходимо для подрастающего поколения. Задача педагога состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребенка семена любви к родной стране, родному краю, дому и семье. Знакомство с культурными ценностями своего народа – это есть верный способ воспитания любви к Отечеству. Чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, необходимо сегодня уделять особое место воспитанию патриотизма у детей.

Ни для кого не секрет, что Родина начинается с любви к той земле, на которой родился человек. Но помимо любви необходимо иметь знания о своей Родине, ее традициях, устоях, ценностях и культурных достопримечательностях. Изучение истории своей страны в целом и малой родины в частности ориентирует педагогов на возврат к традициям своего народа.

Туристко-краеведческая деятельность – одна из главных форм по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Считаю, что изучать свою большую страну необходимо начиная с «малой родины». Это начало и основа патриотического воспитания. Туристско-краеведческая деятельность раскрывается ребенку в таких формах как тематические прогулки, экскурсии и походы. При этом процесс познания протекает в наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит и слышит окружающий его мир. Данные прогулки отзываются в душе ребенка положительными яркими эмоциями. Ко всему прочему, экскурсии и целевые прогулки способствуют общению детей со взрослыми, сверстниками, а также окружающим миром и природой. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движение, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время года.

Знакомство с «малой родиной» начинается, прежде всего, с социальной и природной среды микрорайона, где проживает ребенок и где располагается его детский садик, а также истории родного города, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади, с памятниками истории и культуры. Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а отчет об увиденном включает в себя устный рассказ и творческие работы по рисованию, аппликации и лепке.

Хочется особо отметить важность переплетения патриотического воспитания с духовно-нравственным. Невозможно воспитать патриота без таких качеств как уважение к людям, терпимости, бережливости к традициям и др.

В нашем детском саду на протяжении всего учебного года проходят праздничные мероприятия, направленные на воспитание патриотических чувств у детей с учетом календарных значимых дат. Так, ко Дню празднования государственного флага в нашем детском саду прошел кинолекторий, посвященный символике России, показанный воронежским театром.

Воспитателями нашего детского сада, работающими по направлению формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста создан уголок «Русской избы», раскрывающий быт и традиции русского народа. Данный уголок играет роль мини-музея в детском саду. По крупицам создавался уголок русской избы. С чувством гордости дети приносили «экспонаты» в мини-музей. Дети вместе с родителями приносили старинные предметы, зачастую найденные на чердаках и в сараях. Центральным местом в избе является, бесспорно, русская печь с рядом висящей люлькой. На печи стоят горшки. Над столом находится икона «Спас Нерукотворный». На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы отображает домашний уклад русского человека. Часто предметы и вещи, находящиеся в мини-музеи используются и на развлечениях, и на занятиях. Уголок русской избы способствует формированию духовно-нравственных и патриотических чувств. Конечно, в условиях детского сада невозможно воссоздать полноценного музея из-за ограниченного пространства группового помещения и возраста воспитанников. Но главная цель – включение детей, родителей и педагогов в процесс накопления предметов старины, а, следовательно, и получение соответствующих знаний, достигнута.

Также хочется отметить важность краеведческой работы в воспитании патриотизма подрастающего поколения. Знакомство с историей родного края является первой ступенью патриотического воспитания. Суть краеведческого воспитания состоит в развитии культурного наследия, приобщении ребенка к традициям, познании истории родного города, развитии способности чувствовать и ценить красоту родной природы. Краеведческая работа способствует также расширению кругозора детей и развитию интеллектуального потенциала. В нашем детском саду также ведется работа по краеведению. Дети знакомятся с достопримечательностями родного города, с его историей. Книжный уголок в группах оборудован иллюстрациями природы родного края, фотоальбомами с видами современного города и историческими фотографиями. Для более эффективного решения поставленных задач по формированию патриотического воспитания нами осуществляется взаимодействие с социумом: детская библиотека, школа. Также формами работы с детьми по ознакомлению с родным городом являются экскурсии к памятным местам, чтение художественной литературы, рассматривание вырезок из газет об исторических фактах нашего города; участие в утренниках «День Победы», «День Защитника Отечества», «День Матери»; изготовление альбомов, коллажей; выставка поделок и рисунков о Мичуринске.

Опыт показывает, что дети понимают историю, лишь погружаясь в нее. Поэтому в своей педагогической деятельности, в том числе кружковой работе, я провожу занятия с использованием сценок из сказок, былин. Особенно детям запомнилось занятие, где они побывали в образе богатырей. Ребята узнали многое о былинах и их главных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыни Никитиче, а также старинном русском быте. Былины учат нас благочестию, мудрости и мужественности.

Человек богат своим прошлым, своей памятью и историей. Только на основе знакомства ребенка с историческим прошлым своей страны при условии планомерной и систематической работы детского сада и родителей можно воспитать истинного патриота.

 

Список используемой литературы:

  1. Дошкольное воспитание, 2011, №1, с. 35
  2. Дошкольное воспитание, 2011, №2, с. 36
  3. Дошкольное воспитание, 2013, №6, с. 61
  4. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы» / под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. М.: АРКТИ, 2003. 176 с.