Поспелова Людмила Ивановна
Учитель-дефектолог, КГКУ «Красноярский детский дом «Родничок», г. Красноярск, Красноярский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Поспелова Л.И. Снижение риска дезадаптации детей сирот, поступающих в новое социальное учреждение // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 19.04.2024).
Заказ № 57107
Сложности прохождения периода адаптации у детей возникают тогда, когда у него меняются условия проживания, люди, которые его окружают, воспитательные приемы, требования, характер общения. Адаптация детей была и остается психологически сложным периодом и для ребенка, и для педагогов. Для того, чтобы в будущем заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе поможет учет специфики адаптационного периода [2].
Изменение социальной среды сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. На этапе привыкания, дети в наибольшей степени подвержены колебаниям настроения, частым срывам. Учитывая эти факторы одним из приоритетных направлений моей работы в учреждении является сопровождение детей в период адаптации.
Целью которой является создание благоприятных и комфортных условий способствующих благополучной адаптации ребенка к условиям социального учреждения с помощью современных психолого-педагогических технологий. В основе которой происходит решение следующих задач:
Сопровождение ребенка определяется исходя из его возрастных и психологических особенностей. Работа проходит в три блока:
1 – включает работу с детьми младшего дошкольного возраста.
2 - включает работу с детьми, поступившими в течение года в одну из возрастных групп, здесь учитываются дети впервые пришедшие и переведенные из других учреждений.
3 - включает работу с детьми по подготовке к переходу их в семью или другое учреждение.
Исходя из специфики данного учреждения и столкнувшись с проблемой прохождения адаптационного периода детьми, изучила много разной литературы. Мной были апробированы следующие методики:
- имаготерапия;
- сказкотерапии.
1. «Имаготерапия» (Театрально-испольнительская деятельность).
Театрально-испольнительская деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, потешек, закрепляет умение передавать различные движения, стимулирует образно-игровые проявления при использовании костюмов персонажей [3].
Участвуя в подготовке к театрализованной деятельности, дети быстрее проходят этап адаптации, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Используя театрализованные игры - драматизации, способствующие обучать детей показывать «спектакли» посредством различных видов театрализованной деятельности (пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, теневой театр), результатом которой является: формирование коммуникативных способностей, реализация у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.
В подгрупповой работе с детьми, используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для ребенка проблемами, где ребенку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых педагогом импровизациях, а другие дети исполняют роль главных персонажей его реальной жизни. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Работа проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими детьми тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников, для устранения неадекватных эмоциональных реакций. В качестве разновидностей А. Вольтман использует биодраму и кукольную драматизацию. Особенностью биодрамы является то, что между детьми распределяются роли зверей, поскольку ребенку дошкольного возраста легче принять на себя роль животного, чем роль самого себя, своих товарищей или своих родителей. При кукольных драматизациях взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные или значимые для него ситуации.
2. Сказкотерапия. В использование сказочной формы для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром, выделяю следующие функции сказки:
- психологическую - подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям;
- символического отреагирования физиологических и эмоциональных стрессов;
- принятие в символической форме своей физической активности.
В своей работе я использую следующие приемы работы со сказкой:
Благодаря использованию данных методик в работе с детьми, адаптационный период проходит гораздо легче и быстрее. У детей отмечается: обогащение и укрепление эмоциональных ресурсов коммуникативных возможностей; формируются способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, умение принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я».
Литература: