Навыки самопрезентации в общении с родителями: тренинг для педагогов

Пронюшкина Наталья Николаевна

Педагог-психолог, МДОУ № 31 "Алые паруса", г.о. Подольск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пронюшкина Н.Н. Навыки самопрезентации в общении с родителями: тренинг для педагогов // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 56249


 

Одно из направлений работы педагога-психолога ДОУ «Психологическая профилактика». Важнейшей составляющей профилактической работы в ДОУ является профилактика конфликтов, возникающих между субъектами образовательного процесса. Одним из инструментов, снижающих уровень конфликтов в ДОУ, является развитие конфликтологической компетентности педагогов ДОУ. Конфликтологическая компетентность является частью социально-психологической компетенции – это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конфликтной ситуации знания, необходимые для того, чтобы управлять конфликтом. Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу так как «предметом» его профессии является другой человек.

В конфликтологическую компетентность педагога входят:

  • понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
  • формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;
  • обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
  • умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
  • наличие навыков управления конфликтными явлениями;
  • умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
  • умение предвидеть возможные последствия конфликтов;
  • умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
  • наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

Показатели сформированности конфликтологической компетенции:

  • степень разрешенности конфликта;
  • уменьшение числа конфликтов в профессиональной среде в результате решения педагогом профессиональных конфликтологических задач по управлению конфликтом. психолога образовательного учреждения.

Педагоги дошкольной образовательной организации ежедневно общаются с родителями и нередко им приходится разрешать конфликтные ситуации. От умения педагога управлять конфликтами зависит не только его личный имидж, но и имидж всей дошкольной организации. Поэтому, работу по профилактике конфликтов необходимо начинать с развития навыков самопрезентации педагогов в работе с родителями. Эффективной формой реализации этой задачи является использование педагогом-психологом технологий групповой работы.

Мы предлагаем конспект семинара-тренинга для педагогов по данной теме.

Цель семинара-тренинга: развитие навыков самапрезентации у педагогов ДОУ.

Задачи:

  • создание условий для приобретения каждым из участников семинара нового опыта, необходимого для успешной профессиональной деятельности в дальнейшем,
  • создание условий для осознания педагогами личных и профессиональных качеств,
  • формирование теоретических знаний по теме «Самопрезентация педагога и ее составляющие»,
  • формирование умений и навыков самопрезентации в профессиональной деятельности, в частности в работе с родителями,
  • развитие у участников умения наблюдать, понимать и осознавать собственное эмоциональное состояние, умения управлять им при помощи психотехник,
  • развитие профессиональной компетенции педагогов за счет развития рефлексии.

 

Участники: педагоги ДОУ.

Продолжительность тренинга – 1 час.

Структура тренинга:

Разминка – 2 минут,

Теоретическая часть – 10 минут,

Практическая часть – 45 минут,

Подведение итогов – 3 минуты.

Содержание:

1. Сообщение участникам названия, цели и правил тренинга.

Цель: Формирование мотивации у участников тренинга.

2. Упражнение «Имя и настроение (метафоры)».

Цель: Знакомство педагога-психолога с частниками тренинга. Создание позитивной эмоциональной атмосферы.

Инструкция: «Назовите, пожалуйста, свое имя и настроение в виде предмета или явления, на которое похоже ваше настроение в настоящий момент».

3. Упражнение: «Я и родители» (в виде геометрических фигур).

Цель: Создание условий для осознавания установок по отношению к родителям воспитанников ДОУ.

Инструкция:

1 часть: «Сейчас мы будем делать упражнение, которое не будем обсуждать в группе, она делается только для вас, для лучшего понимания нашей темы. Пожалуйста, представьте себя и родителей ваших воспитанников в виде геометрических фигур. Изобразите, пожалуйста, себя и родителей с помощью геометрических фигур на пространстве листа».

Анализ рисунков:

- где расположены фигуры в пространстве листа?

- в виде каких фигур изображены вы и родители?

- есть в этих фигурах углы?

- что для вас означает наличие углов?

- на каком расстоянии от вас родители?

- сколько родителей?

2 часть:

Инструкция:

«Нарисуйте, пожалуйста, на второй странице как бы вы хотели «в идеале» изобразить себя и родителей».

Анализ:

- что изменилось?

4. Мозговой штурм: «Педагог-антипедагог».

Цель: Рефлексия образа педагога. Формирование положительного образа педагога.

Инструкция: «Разделитесь, пожалуйста, на группы. Для этого возьмите листочки. Первая группы – педагоги с желтыми листочками, 2 – педагоги с красными листочками. Пожалуйста, представьте себя в роли родителя. Первая подгруппа обсуждает и записывает качества педагога, которого вы считаете идеальным. Вторая подгруппа обсуждает и записывает качества «негативного» педагога.

Работа в подгруппах.

Подведение итогов: из чего складывается образ идеального педагога/положительный имидж педагога.

5. Теоретическая часть.

Цель: Формирование теоретических знаний по теме: «Самопрезентация».

Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

Из чего складывается имидж? Из того как человек выглядит, того как он говорит и того как он поступает.

Инструментом создания положительного имиджа является обладание навыками самопрезентации.

Самопрезентация – это умение продемонстрировать собеседнику качества, наиболее выгодные для вас в данный момент с целью достижения поставленных целей.

Включает:

  • умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и грамотной речью;
  • умение расположить собеседника к себе, формируя установку: «Я профессионал, мне можно доверять»;
  • умение показать уважительное отношение к партнеру по общению, формируя «сообщение»: «я Вас уважаю»;
  • умение связно объяснить, ненавязчиво показать конкретному человеку те новые возможности, которые он получит от сотрудничества с вами и ДОУ;
  • умение оптимальным образом организовывать общение, показать свою способность ценить своё и чужое время.

Структура «Образа Я» педагога.

Я-физическое. Мимика, Пантомимика, Речь.

Мимика:

Позитивно влияет на имидж: открытые позы, открытые жесты, контакт глаз.

Негативно влияет на имидж: закрытые позы, резкие жесты, жесты доминирования – похлопывание пол плечу, поддерживание под локоть и т.п., манипулирование каким-либо предметом, «указующие» жесты ручкой/карандашом.

Я – эмоциональное. Психотехники по теме: «Управление эмоциональным состоянием».

  • «Моя поддержка»,
  • «Экран»,
  • «Воображаемый подарок».

Я-профессиональное. Упражнение: «Мое профессиональное Я»

Инструкция: «Сейчас мы сделаем упражнение, целью которого является самоанализ, мы не будем обсуждать его в группе. Пожалуйста, отметьте на схеме то, как вы сейчас оцениваете свои навыки/умения» (10-ти бальная шкала).

Шкалы: умение управлять своими эмоциями, эмпатия, рефлексия, навыки делового общения, грамотная речь, владение мимикой, пантомимикой, умение управлять психологическим климатом в группе, владение педагогическими методами и приемами, владение ИКТ.

Обсуждение.

6. Упражнение: «Кубок Конфедерации педагогов».

Цель: Закрепление знаний и умений самопрезентации.

Инструкция: «Сейчас, представьте, пожалуйста, что мы все приглашены на заседание Международной Конфедерации Педагогов. Используя те знания, которое вы получили сегодня на семинаре и психотехники, подготовьте выступление - самопрезентацию по теме: «Почему именно я достойна получить кубок Конфедерации педагогов».

Подготовка. Выступление участников. Награждение кубком Конфедерации.

7. Обмен впечатлениями. Рефлексия результатов тренинга.

 

Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. 376 с.
  2. Анцупов А.Я. Конфликтология. Схемы и комментарии: учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. СПб.: Питер, 2013. 304 c.
  3. Козлов А.С. Конфликтология социальных групп и организаций / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. М.: Ленанд, 2015. 272 c.
  4. Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2013. - 543 c.
  5. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб.: Речь, 2004. 156 с.
  6. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарика, 2003.
  7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М.: ИНФРА-М, 2007. 368 с.
  8. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. СПб.: Смысл, 2005. 280 с.
  9. Михайлова Е.В. Составляющие успешности самопрезентации в публичном выступлении // Объединенный научный журнал. 2004. № 28 (120). С.41-47.
  10. Самохина Т.С. Эффективное деловое общение. М.: Р. Валент, 2005. 216 с.