Пронюшкина Наталья Николаевна
Педагог-психолог, МДОУ № 31 "Алые паруса", г.о. Подольск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Пронюшкина Н.Н. Навыки самопрезентации в общении с родителями: тренинг для педагогов // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 56249
Одно из направлений работы педагога-психолога ДОУ «Психологическая профилактика». Важнейшей составляющей профилактической работы в ДОУ является профилактика конфликтов, возникающих между субъектами образовательного процесса. Одним из инструментов, снижающих уровень конфликтов в ДОУ, является развитие конфликтологической компетентности педагогов ДОУ. Конфликтологическая компетентность является частью социально-психологической компетенции – это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конфликтной ситуации знания, необходимые для того, чтобы управлять конфликтом. Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу так как «предметом» его профессии является другой человек.
В конфликтологическую компетентность педагога входят:
Показатели сформированности конфликтологической компетенции:
Педагоги дошкольной образовательной организации ежедневно общаются с родителями и нередко им приходится разрешать конфликтные ситуации. От умения педагога управлять конфликтами зависит не только его личный имидж, но и имидж всей дошкольной организации. Поэтому, работу по профилактике конфликтов необходимо начинать с развития навыков самопрезентации педагогов в работе с родителями. Эффективной формой реализации этой задачи является использование педагогом-психологом технологий групповой работы.
Мы предлагаем конспект семинара-тренинга для педагогов по данной теме.
Цель семинара-тренинга: развитие навыков самапрезентации у педагогов ДОУ.
Задачи:
Участники: педагоги ДОУ.
Продолжительность тренинга – 1 час.
Структура тренинга:
Разминка – 2 минут,
Теоретическая часть – 10 минут,
Практическая часть – 45 минут,
Подведение итогов – 3 минуты.
Содержание:
1. Сообщение участникам названия, цели и правил тренинга.
Цель: Формирование мотивации у участников тренинга.
2. Упражнение «Имя и настроение (метафоры)».
Цель: Знакомство педагога-психолога с частниками тренинга. Создание позитивной эмоциональной атмосферы.
Инструкция: «Назовите, пожалуйста, свое имя и настроение в виде предмета или явления, на которое похоже ваше настроение в настоящий момент».
3. Упражнение: «Я и родители» (в виде геометрических фигур).
Цель: Создание условий для осознавания установок по отношению к родителям воспитанников ДОУ.
Инструкция:
1 часть: «Сейчас мы будем делать упражнение, которое не будем обсуждать в группе, она делается только для вас, для лучшего понимания нашей темы. Пожалуйста, представьте себя и родителей ваших воспитанников в виде геометрических фигур. Изобразите, пожалуйста, себя и родителей с помощью геометрических фигур на пространстве листа».
Анализ рисунков:
- где расположены фигуры в пространстве листа?
- в виде каких фигур изображены вы и родители?
- есть в этих фигурах углы?
- что для вас означает наличие углов?
- на каком расстоянии от вас родители?
- сколько родителей?
2 часть:
Инструкция:
«Нарисуйте, пожалуйста, на второй странице как бы вы хотели «в идеале» изобразить себя и родителей».
Анализ:
- что изменилось?
4. Мозговой штурм: «Педагог-антипедагог».
Цель: Рефлексия образа педагога. Формирование положительного образа педагога.
Инструкция: «Разделитесь, пожалуйста, на группы. Для этого возьмите листочки. Первая группы – педагоги с желтыми листочками, 2 – педагоги с красными листочками. Пожалуйста, представьте себя в роли родителя. Первая подгруппа обсуждает и записывает качества педагога, которого вы считаете идеальным. Вторая подгруппа обсуждает и записывает качества «негативного» педагога.
Работа в подгруппах.
Подведение итогов: из чего складывается образ идеального педагога/положительный имидж педагога.
5. Теоретическая часть.
Цель: Формирование теоретических знаний по теме: «Самопрезентация».
Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.
Из чего складывается имидж? Из того как человек выглядит, того как он говорит и того как он поступает.
Инструментом создания положительного имиджа является обладание навыками самопрезентации.
Самопрезентация – это умение продемонстрировать собеседнику качества, наиболее выгодные для вас в данный момент с целью достижения поставленных целей.
Включает:
Структура «Образа Я» педагога.
Я-физическое. Мимика, Пантомимика, Речь.
Мимика:
Позитивно влияет на имидж: открытые позы, открытые жесты, контакт глаз.
Негативно влияет на имидж: закрытые позы, резкие жесты, жесты доминирования – похлопывание пол плечу, поддерживание под локоть и т.п., манипулирование каким-либо предметом, «указующие» жесты ручкой/карандашом.
Я – эмоциональное. Психотехники по теме: «Управление эмоциональным состоянием».
Я-профессиональное. Упражнение: «Мое профессиональное Я»
Инструкция: «Сейчас мы сделаем упражнение, целью которого является самоанализ, мы не будем обсуждать его в группе. Пожалуйста, отметьте на схеме то, как вы сейчас оцениваете свои навыки/умения» (10-ти бальная шкала).
Шкалы: умение управлять своими эмоциями, эмпатия, рефлексия, навыки делового общения, грамотная речь, владение мимикой, пантомимикой, умение управлять психологическим климатом в группе, владение педагогическими методами и приемами, владение ИКТ.
Обсуждение.
6. Упражнение: «Кубок Конфедерации педагогов».
Цель: Закрепление знаний и умений самопрезентации.
Инструкция: «Сейчас, представьте, пожалуйста, что мы все приглашены на заседание Международной Конфедерации Педагогов. Используя те знания, которое вы получили сегодня на семинаре и психотехники, подготовьте выступление - самопрезентацию по теме: «Почему именно я достойна получить кубок Конфедерации педагогов».
Подготовка. Выступление участников. Награждение кубком Конфедерации.
7. Обмен впечатлениями. Рефлексия результатов тренинга.
Список литературы: