Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Мыскова Светлана Владимировна
Еремеева Светлана Валериановна

Учитель-логопед, МБУ детский сад № 104 "Соловушка", г.о. Тольятти, Самарская область
Воспитатель, МБУ детский сад № 104 "Соловушка", г.о. Тольятти, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мыскова С.В., Еремеева С.В. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ОВЗ в рамках ФГОС ДО // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 56017


 

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение в нашей стране процесса интеграции (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование в соответствии с ФГОС ДО должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Совместная работа логопедов и воспитателей является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение организованной образовательной деятельности, индивидуальной или подгрупповой деятельности, интегрированной образовательной деятельности, проектной и исследовательской деятельности, досуговой деятельности, просветительской работы: оформление стендов и уголков в помощь родителям, консультации, беседы, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.

Всем известно, что в логопедических группах предъявляемый учебный материал для детей с ОНР разделен на лексические темы, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Для того чтобы обучение было непринужденным и увлекательным на занятиях мы используем красочный демонстрационный и раздаточный материал, тщательно отбираем лексический материал (отдельные слова, стихи, загадки, рассказы и сказки), используем пальчиковую гимнастику, динамические паузы, упражнения с использованием различных анализаторов и т.д. (Рисунок №1).

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

  • развитию всех компонентов речи;
  • формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
  • развитию познавательных процессов;
  • развитию творческих способностей детей;
  • воспитанию нравственно-эстетических чувств.


Используя в своей работе с детьми многочисленные рекомендации и пособия различных авторов, мы разрабатываем конспекты и сценарии интегрированных мероприятий (занятия, праздники и развлечения, проектная и исследовательская деятельность и др.), которые носят коррекционно-развивающий характер, оказывают специфическое воздействие на становление речи (Рисунок №2).

Во время организованной деятельности дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса. Для устранения речевых нарушений на этих мероприятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность (Рисунок №3), хороводные игры с пением и подвижные игры.

Педагогами группы создаются условия реализации инклюзивного образовательного процесса, одно из которых: организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей. (Рисунок №4, №5).

 

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.
  2.  Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей / Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой. М.: Просвещение, 2008.
  3. Рабочая программа коррекционной работы в старшей и подготовительной группах для детей с ОНР. Часть 1: 1 год обучения. МБУ д/с комбинированного вида № 104 «Соловушка» г. о. Тольятти.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционная работа в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  5. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / под. ред. Л.С. Сековец. М.: АРКТИ, 2005.