Мыскова Светлана Владимировна
Еремеева Светлана Валериановна
Учитель-логопед, МБУ детский сад № 104 "Соловушка", г.о. Тольятти, Самарская область
Воспитатель, МБУ детский сад № 104 "Соловушка", г.о. Тольятти, Самарская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мыскова С.В., Еремеева С.В. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ОВЗ в рамках ФГОС ДО // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 56017
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение в нашей стране процесса интеграции (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование в соответствии с ФГОС ДО должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Совместная работа логопедов и воспитателей является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение организованной образовательной деятельности, индивидуальной или подгрупповой деятельности, интегрированной образовательной деятельности, проектной и исследовательской деятельности, досуговой деятельности, просветительской работы: оформление стендов и уголков в помощь родителям, консультации, беседы, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.
Всем известно, что в логопедических группах предъявляемый учебный материал для детей с ОНР разделен на лексические темы, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Для того чтобы обучение было непринужденным и увлекательным на занятиях мы используем красочный демонстрационный и раздаточный материал, тщательно отбираем лексический материал (отдельные слова, стихи, загадки, рассказы и сказки), используем пальчиковую гимнастику, динамические паузы, упражнения с использованием различных анализаторов и т.д. (Рисунок №1).
Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:
Используя в своей работе с детьми многочисленные рекомендации и пособия различных авторов, мы разрабатываем конспекты и сценарии интегрированных мероприятий (занятия, праздники и развлечения, проектная и исследовательская деятельность и др.), которые носят коррекционно-развивающий характер, оказывают специфическое воздействие на становление речи (Рисунок №2).
Во время организованной деятельности дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса. Для устранения речевых нарушений на этих мероприятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность (Рисунок №3), хороводные игры с пением и подвижные игры.
Педагогами группы создаются условия реализации инклюзивного образовательного процесса, одно из которых: организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей. (Рисунок №4, №5).
Используемая литература: