Лэпбук как одно из эффективных средств реализации ФГОС

Порсина Лариса Михайловна 
Конради Евгения Андреевна 
Редут Елена Сергеевна

Учитель-логопед, детский сад №12 "Колокольчик", г. Заринск, Алтайский край 
Учитель-логопед, детский сад №12 "Колокольчик", г. Заринск, Алтайский край

Учитель-логопед, детский сад №12 "Колокольчик", г. Заринск, Алтайский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Порсина Л.М., Конради Е.А., Редут Е.С. Лэпбук как одно из эффективных средств реализации ФГОС // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 20.08.2018).

Заказ № 55667


 

В поисках новых эффективных форм, методов и подходов в организации педагогической деятельности, интересных и доступных для детей с ОВЗ, мы с коллегами вдохновились идеей создать подборку структурированного материала, которая бы отвечала всем современным требованиям ФГОС ДО. Коллегиально было принято решение, что ЛЭПБУК – это самая лучшая технология реализации данной идеи.

Лэпбук – это интерактивная папка, состоящая из множества разнообразных заданий, представленных неожиданно и ярко – в конвертиках, на книжках – гармошках, блокнотах и карточках.

Подборка пособий была изготовлена совместно с детьми с ОВЗ и их семьями. Такая увлекательная работа способствовала не только развитию творческого потенциала ребенка, его учебной мотивации и способностей, но и вовлечению в коррекционно – образовательный процесс всех его участников.

Лэпбук дает возможность систематизировать, объединить весь подобранный материал по определенной теме в единое функциональное пособие, которое обеспечивает поддержание длительного интереса ребенка к предлагаемым заданиям.

При изготовлении лэпбука нами учитывались такие критерии, как:

-насыщенность содержания материала;

-трансформируемость- (возможность применения в зависимости от образовательной ситуации, от интересов ребёнка);

- полифункциональность (возможность применения в разных видах деятельности);

- вариативность (возможность периодической смены, разной интерпретации речевого материала);

- преемственность (возможность использования воспитателями на познавательном занятии, экологии, на занятиях по развитию речи, а так же в индивидуальной работе по закреплению знаний ребёнка по лексической теме по заданию логопеда)

-игровая форма.

Активно внедряя в свою работу создание картотеки и использование лэпбуков по различным лексическим темам, мы сочли необходимым затронуть такие образовательные области, как: (на примере лэпбука по теме «Домашние животные»)

- Познавательное развитие (дети получают знания о домашних животных, их детенышах, жилищах и т.д.);

- Речевое развитие (формирование у детей с ОВЗ лексико – грамматических категорий);

- Социально - коммуникативное развитие (дети приобретают опыт поведения и общения со взрослыми и сверстниками);

- Художественно – эстетическое развитие (дети с помощью педагога знакомятся со стихотворениями о домашних животных, слушают о них загадки и сказки, участвуют в составлении описательных и цепных рассказов).

Ситематически применения данную технологию в своей профессиональной деятельности, мы убедились в ее эффективности, поэтому рекомендуем применять данные пособия воспитателям нашего детского сада и в других образовательных областях.

При создании лэпбука взрослые акцентировали внимание на сознательной поисковой активности детей, ведь знания дети приобретают сами в процессе собственной исследовательско – познавательной деятельности, учатся самостоятельно собирать и систематизировать информацию; кроме того, ребенок может закрепить знания по определенной теме, самостоятельно повторить пройденный материал; таким образом, с помощью лэпбука у дошкольников формируются навыки обучения.

Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе; значимо и то, что он является содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.

План к теме «Домашние животные» состоит из следующих информационных блоков:

1. «Кто кем был».

Цель: Обогащение словаря за счет образования названий детенышей животных; развитие навыков словоизменения.

2. «Кто больше».

Цель: Развитие навыков словообразования; профилактика оптической дисграфии.

3. «Назови ласково».

Цель: Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов; развитие навыков словообразования.

4. «Кто за кем бегает?».

Цель: Закрепление предложно-падежных конструкций.

5. «Загадки».

Цель: Обогащение словарного запаса, развитие высших психических функций.

6. «У меня есть, у меня нет».

Цель: Образование существительных и прилагательных в родительном падеже.

7. «Один-много».

Цель: Образование множественного числа имен существительных.


8. «Собери картинку», «Найди тень», «Кто спрятался», «Четвертый лишний».

Цель: Развитие внимания, памяти, воображения.

9. «Расскажи о животном».

Цель: Составление рассказа по алгоритму.

10. «Чья голова, чье туловище, чей хвост».

Цель: Образование притяжательных прилагательных .

11. «Составь рассказ», «Кто где живет».

Цель: Развитие связной речи.

12. «Пальчиковая игра», «Раскраски».

Цель: Развитие мелкой моторики.

13. «Я вижу…».

Цель: Согласование существительных с числительными.

Результаты наблюдений показали, что дети проявляли инициативу, любознательность и самостоятельность, активно и заинтересовано взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, проявляли интерес к участию в совместной деятельности, инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.