Развитие познавательных навыков у дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность

Бурдина Любовь Ефимовна
Тетеркина Татьяна Вячеславовна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 377"г.о. Самара, г. Самара
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 377"г.о. Самара, г. Самара

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бурдина Л.Е., Тетеркина Т.В. Развитие познавательных навыков у дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 24.09.2018).

Заказ № 54353


 

Ребенок живет в окружающем его наполненном переживаний и чудес мире. И всё что он видит, чувствует, с самого рождения с интересом и любознательностью складывает в свою жизненную копилку знаний. Но познать весь этот огромный, неизведанный мир помогаем мы –взрослые.

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, в том числе и через исследовательскую деятельность. Следовательно, актуальность использования детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал, идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы и постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Цель работы: Разработать образовательную деятельность дошкольников, направленную на решение задач развития познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Конкретизировать сущность процесса развития познавательной деятельности дошкольников.

2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Раздел II, п. 2, 6. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», – писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Для детей дошкольного возраста характерной особенностью является повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Ребенок учится у жизни. Ежедневно он познаёт все новые и новые предметы, стремится найти сходства и различия, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшее познание предметов по форме, цвету, назначению.

У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности, и, чтобы их раскрыть, увидеть, нужно в значительной мере создать условия жизни ребенка для становления познавательно-исследовательской деятельности. Методы обучения детей дошкольного возраста направлены на развитие памяти, воображение, внимания и умение сравнивать характерные признаки предметов, получать удовлетворение от найденных решений. И когда ребенок сам действует с предметами, он лучше познает окружающий мир, поэтому главное в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.).

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Н.Н. Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

- активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

- ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения; при этом современная ситуация требует не фрагментарного использования, а его доминирования над репродуктивными методами.

 Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. А экспериментирование и исследовательская деятельность остаются главной ступенью ведущей маленьких детей к познанию.

НОД позволил детям получить новые знания, и расширил горизонты для развития познавательно-исследовательской деятельности. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы и методы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. В начале непосредственно образовательной деятельности была показан проект с использованием насыщенных красочных иллюстраций осени, что нацелило детей на дальнейшую работу. Большой интерес у детей вызвало экспериментирование, где ребята самостоятельно могли получить природные краски, а затем применить в деле.

В каждом моменте непосредственно образовательной деятельности использовалась работа с детьми поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и развитие логического мышления. НОД показал, что дети с интересом и любознательностью приступают к поставленной задаче, хотят своими руками, самостоятельно получить нужный результат. Поэтому программные задачи были выполнены, а дети получили эмоциональное удовольствие и новую копилку знаний и умений.