Урок технологии в будущем

Кудаев Дмитрий Владимирович

Учитель технологии, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №19", Кемерово

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кудаев Д.В. Урок технологии в будущем // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 24.09.2018).

Заказ № 53574


 

«Как правильно гвоздик забить?» -

Спросил у меня ученик.

Наука не очень сложна,

Но и сноровка важна.

Ты тонкую к толстой деталь прибивай,

И гвоздика точно размер подбирай,

Не оставляй молоток на краю.

Бери, тренируйся, а я посмотрю.

 

Как писал Ушинский К.Д. – «Свободный труд нужен человеку не сам по себе, а для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства». Сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, уметь проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить профессиональную карьеру, должен уметь каждый современный гражданин.

 Технический труд, по негласной традиции, относят к второстепенным дисциплинам. Может быть, действительно, этот предмет не такой важный среди школьных предметов? Как учитель технологии я не могу задавать себе вопросы: чем же важен предмет технологии (технический труд)? Что дают детям занятия в школьной мастерской? Уроки технологии, для школьников, пожалуй, единственная возможность познакомиться с конструкцией различных приборов, машин и оборудования, поработать с ними. Помимо этого, не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению, многие относятся к практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников.

Возрастающая учебная нагрузка на школьников и соответственно увеличение времени, проводимого ими в статичном положении, негативно отражается на их здоровье, а на уроках технологии учащиеся имеют возможность чаще сменять динамические позы, сменять умственную деятельность физическим трудом. Предметно-практическая преобразующая деятельность необходима для развития, независимо от того будет ли человек в дальнейшем профессионально связан с практическими видами труда. Практическая деятельность является необходимым звеном в протекании познавательных процессов и направлена на их развитие.

Конкретные задания требуют не просто изготовления изделий, а решения задач, в которых предметно-практическая форма их выполнения выступает как одно из возможных средств, стимулирующих умственные действия. Здесь же даётся широкое поле для творческой деятельности, результаты которой воплощаются в вещественном виде.

Отсутствие предмета технологии может привести к снижению уровня знания и владения учащимися инструментами и технологическим оборудованием, их мотивации к изучению техники и продолжению образования в технической области, а также свёртывание профориентации сделает ещё менее престижным для школьников профессии в сфере материального производства. Таким образом, я прихожу к выводу, что без изучения технического труда невозможно целостное развитие ребёнка и формирование у него полноценного представления об окружающем мире.

 

А какой будет урок технологии в будущем???

 

Разговоры о введении робототехники в курс технологии, ведутся давно. Сами учителя признаются, что современных детей невозможно увлечь резкой по дереву, Я учитель технологии средней общеобразовательной школы делаю красивые вещи из дерева, металла, резины. Резьбой по дереву я увлекся еще в школе, благодаря учителю труда. Начинал с геометрической резьбы, затем совершенствовал свои навыки. Сейчас свои знания передаю ученикам на уроке технологии. Они учатся работать ручным инструментом, высчитывать пропорции, чувствовать дерево. Конечно, сейчас большинство детей выбирает компьютерные технологии, и руками мало кто хочет работать». За последние 10 лет методика преподавания сильно изменилась. Информационный и технологический прогресс бросает серьезные вызовы образованию. В условиях нынешней цивилизации образовательным учреждениям нельзя стоять на месте, а необходимо гибко и динамично развиваться. Если раньше дети, приходя на урок труда брали в руки напильник и молоток, то сейчас они садятся за компьютер и учатся программировать. Смотря на производственные и технологические процессы, которые сейчас вводятся повсеместно на заводах и предприятиях нельзя сказать, что преобразование урока труда в урок технологии есть что-то плохое и ненужное, как раз-таки совершенно наоборот. Это ведет к прогрессу и получению необходимых знаний для выбора будущей профессии.

 

Был проведен опрос, школьников в возрасте 10-15 лет и их родителей «Устраивает ли вас классический урок технологии?» Всего было опрошено 250 человек.

  • Да, дети должны учиться забивать гвозди и варить борщ – 23,2%
  • Да, но в школах не хватает современного оборудования – 17,0%
  • Нет, будущее за информационными технологиями – 47,5%
  • Нет, дети все равно ничему полезному не учатся, а домашние задания выполняют родители – 12,3%

Внедрение таких направлений как IT, финансовая грамотность и психология, позволит молодежи приобрести общетрудовые и специальные умения и навыки, что соответствует образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики и адаптация в современных условиях. И отвечает концептуальной идеи разработки нового стандарта содержания по технологии - развитие функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной различным видам созидательной деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики.

«Технологии будущего» предусматривают освоение следующих сквозных тематических линий содержания обучения:

  • культура и эстетика труда; безопасность трудовой деятельности;
  • получение и использование информации с использованием ЭВМ;
  • элементы прикладной экономики и предпринимательства;
  • мир профессий, средства и методы формирования жизненных, профессиональных планов; творческая, проектная деятельность;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; тенденции развития техники и технологий.

Внедрение проекта «Технологии Будущего» связано с расширением вариативности путей достижения целей изучения образовательной области «Технология», более полного учета интересов учащихся, возможностей школы и требований современной жизни. В содержание программы по технологии включается материал, направленный на подготовку школьников к практической деятельности в условиях рыночной экономики, освоение современных и перспективных технологий. Учащимся предлагается Веб-дизайн, 3D моделирование, it – медицина, робототехника, программирование и так далее

Основываясь на профессии будущего, напрямую связанных с компьютером, работой с программами и их разработкой, осуществляется подготовка школьников к изучению инновационных технологий. Интегративный характер содержания обучения данного направления предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий моделирования.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и дает возможность каждому ученику раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

 Каким быть преподавателю предмета технология? Один человек не может преподавать предмет технология. Ему не хватит знаний и компетенций. Заниматься проектами с детьми могут только высококлассные профессионалы в этой области … Либо нужно придумать такие методики фантастические, которые будут из ничего не умеющих детей вмиг получать волшебников, которые из ничего делают что-то фантастическое….

 В результате изучения «Технологии будущего» согласно стандартам ученик должен

знать/понимать

  1. влияние технологий на общественное развитие;
  2. составляющие современного производства товаров или услуг;
  3. способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
  4. способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
  5. основные этапы проектной деятельности;
  6. источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь

  1. оценивать потребительские качества товаров и услуг;
  2. изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
  3. составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
  4. использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
  5. проектировать материальный объект или услугу;
  6. оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
  7. организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;
  8. выполнять изученные технологические операции;
  9. планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
  10. уточнять и корректировать профессиональные намерения;
  11. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  12. проектирования материальных объектов или услуг;
  13. повышения эффективности своей практической деятельности;
  14. организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
  15. решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
  16. самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
  17. рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
  18. составления резюме и проведения самопрезентации.

Личностная ориентация «Технологий будущего» реализована согласна стандарту посредством предоставления учащимся возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда в процессе изучения всех разделов «Технологии». Функционально-прикладной характер обучения технологии обеспечивается в процессе освоения разнообразных способов практической деятельности по изготовлению личностно или общественно значимых объектов труда.

Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У учащихся формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать результаты своего труда.

 

Используемые источники литературы

  1. Федеральный портал «Российское образование» - htpp://www.edu.ru
  2. Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа – htpp://www/school.edu.ru
  3. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов – htpp://edu/of.ru
  4. Готовы работать по ФГОС Рабочие программы -http://www.zankov.ru/exp/article=2196
  5. Сайт учителя технологии - http://tehnologia247.ucoz.ru
  6. Образовательный сайт: Непрерывная подготовка учителя технологии -http://tehnologiya.ucoz.ru/index/0-4
  7. Технология в школе - http://shk-tehnologia.ru
  8. Уроки технологии - http://900igr.net/prezentatsii/tekhnologija/Uroki-tekhnologii/Tekhnologija-v-shkole.html
  9. Учителю технологии - http://www.domovodstvo.fatal.ru
  10. Технология в школе: Стандарты - http://www.shk-tehnologia.ru/Page22.html