Сутурина Эльвира Викторовна
Черепенникова Марина Владимировна
Старший воспитатель, МДОБУ "Центр развития ребенка - детский сад №105 ЛГО", Лесозаводск
Учитель-логопед, МДОБУ "Центр развития ребенка - детский сад №105 ЛГО", Лесозаводск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сутурина Э.В., Черепенникова М.В. Техники коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста// Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 53263
Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду, говорит, как бы захлебываясь, иногда заикаясь, отмечается нарушение логического ударения. Иными словами, несформирована плавность речи, её темпо-ритмичность.
Эти проблемы успешно решаются упражнениями, направленными на развитие чувства ритма: логоритмика и логопластика.
Система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала, называют логоритмикой. Логопластика объединяет в себе два понятия: создание словесного образа и пластического движения, без ритмизированных действий, сопряжённых с рифмовкой.
Спектр этих упражнений весьма широк: от коррекции речевых нарушений, развития речевого дыхания, до координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата, развития моторной координации, произвольности поведения.
Эти техники успешно используют не только учителя-логопеды, но и воспитатели дошкольных учреждений различных возрастных групп на занятиях по развитию речи, физической культуры, музыки, изобразительной деятельности.
Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.
В ритмике используются:
Физические упражнения |
Несложные элементы танца
|
Сюжетно-образные движения |
- Основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), - Общеразвивающие (без предметов и с предметами) - Строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения) |
- Зафиксированные (имеют авторскую композицию движений); - Свободные (движения, придуманные детьми); - Характерные (танец зайчат); - Сюжетные (рассказ, где в движении передается содержание); - Парные (строятся на основе движений, ходьбы и бега); - Танцы с пением (координируют пение с движением). |
Имитация характерных повадок животных и птиц, и т.д.
|
Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.
Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Ритм речи определяется как регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функцию [1, с.6].
В своей работе педагоги дошкольных учреждений используют следующий ряд приёмов, направленных на формирование чувства ритма и темпа речи детей:
1. Музицирование со звучащими жестами;
2. Игры со звуками;
3. Речевое музицирование или речевые ритмичные упражнения;
5. Игроритмика и игрогимнастика с элементами креативного тренинга.
1. Музицирование со звучащими жестами - это ритмичная игра звуками своего тела, или на его поверхностях:
- хлопки (звонкие - всей ладонью, тихие - согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.)
- шлепки (по коленям, по бёдрам, по бокам, по груди);
- притопы (всей стопой, пяткой, носком);
- щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам)
Например, Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп! |
Хлопают в ладоши |
Здравствуйте, ножки Топ, топ, топ! |
Топают ногами |
Здравствуйте, щечки Плюх, плюх, плюх! |
Указательными пальчиками похлопывают по щекам |
Пухленькие щечки |
|
Здравствуйте, губки Чмок, чмок, чмок! |
Имитируют поцелуйчики |
Здравствуйте, зубки Чок, чок, чок! |
Стучат зубками |
Здравствуй наш носик Пип, пип, пип! |
Нажимают на носик |
Здравствуйте малышки Всем привет! |
Машут рукой |
2. Игры со звуками направлены на развитие фонематического слуха и восприятия. Эти игры используются как на развитие неречевого слуха (узнавание на слух звуки природы, запоминание ритма, тона) и речевого слуха (различение и правильное называние фонем).
3. Речевое музицирование или речевые ритмичные упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха.
Метод и техника многократного повторения ритмической фигуры мелодической фразы или гармонического оборота называется остинато.
Ритм, заключённый в словах, фразах, можно передавать не только звучащими жестами, но и с помощью шумовых инструментов (наполненные крупой, песком киндер-сюрпризы, кирпичики, колокольчики, карандаши и т.д.).
Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка» [2]
(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка, |
2 раза стучим перед собой палочками |
Вот |
Передаем соседу справа |
Червяк |
Берем другую палочку, переданную соседом слева |
Откуси, хоть |
2 раза стучим перед собой палочками |
Чуточ-ку |
Передаем соседу справа Берем другую палочку, переданную соседом слева |
Не проси |
2 раза стучим перед собой палочками |
Меня |
Передаем соседу справа |
Рыбак |
Берем другую палочку, переданную соседом слева |
Попадусь |
2 раза стучим перед собой палочками |
На удочку |
Передаем соседу справа Берем другую палочку, переданную соседом слева |
Повторить все движения в левую сторону. Затем повторить в 2 раза быстрее |
|
Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше |
Речь и движение тесно связаны между собой. Дети неосознанно, декламируя стихи раскачиваются в такт, или крутят деталь одежды, тем самым, помогая себе четко произнести ритмичный тест. Педагог, зная о том, что упражнения, в которых ритмично произносимые слова, сопровождающиеся жестами, способствуют установлению речедвигательной координации, развитию полиритмического слуха и метроритмического чувства. Комплексное использование ритмической речи и движения воспринимается детьми легко. Они с удовольствием повторяют эти упражнения.
5. Игроритмика и игрогимнастика с элементами креативного тренинга направлены на развитие зрительного и слухового внимания, ориентировку в пространстве, координацию, точность и выразительность макродвижений.
Речедвигательная игра «Лужица»
На полу круг из веревки. Дети стоят с внешней стороны круга и выполняют действия с педагогом в соответствии с русской народной песней «Ай-гу-гу-гу»
Ай-гу-гу-гу, Ай-гу-гу-гу Ходят ноги по двору |
Ходят по кругу, размахивая руками, изображая голубей |
Во дворе-то лужица – Голова закружиться! Прыгал, прыгал и скакал. |
Прыгают на двух ногах с внешней стороны лужи друг за другом |
Прямо в лужицу попал! |
Впрыгивают в круг |
Прыг-скок, поворот |
Прыгают 2 раза, поворот |
И из лужицы – оп! |
На слово «Оп» - выпрыгивают из круга |
Ритмические упражнения развивают у детей ловкость, координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точности движений, ориентацию в пространстве, поэтому педагоги используют их в процессе физического воспитания дошкольников.
Ритмический ряд также реализуется в изобразительной деятельности в процессе обучения рисованию и аппликации. Это повторение, основанное на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Так, например, в рисовании необходимо развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки. А в старшем возрасте – изображение простых и сложных орнаментов.
На занятиях изобразительной деятельности, формируя чувство ритма у дошкольников, педагог использует наглядные и словесные методы и приемы. Наглядность способствует развитию зрительно-чувственной основы изобразительной деятельности, а слово помогает правильно передать воспринятое изображение. В соответствии с темой занятия подбирают стихотворение, передающее ритм изображаемого явления. Например, при рисовании дождика можно использовать такое стихотворение:
Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, воду лей. На цветок, на листок, Кап, кап, кап! |
Длинные штрихи - линии |
На дорожку на лужок, Кап, кап, кап! |
Короткие, отрывистые |
Тучка в небе синяя – Капай, дождик сильный! Кап, кап, кап … |
Длинные штрихи - линии |
Список использованных источников:
1. http://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-6.shtml#book_page_top
2. http://kladraz.ru/blogs/olga-andrevna-ilicheva/razvitie-chuvstva-ritma.html