Социальные практики как путь становления человека

Бондарева Анна Евгеньевна

Директор Института диалога культур, ЧУ ДПО ЦГО "Лингва", Сургут, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бондарева А.Е. Социальные практики как путь становления человека // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 24.09.2018).

Заказ № 52461


 

Аннотация:

Данная статья рассматривает опыт социальных практик Института диалога культур Журавлевой (г. Сургут, ХМАО-ЮГРА), которые играют важную роль в становлении человека. В статье описываются различные формы социальных практик, обеспечивающие новизну образовательного процесса; предлагаются формы социальных практик для слушателей разного возраста; рассматривается важность таких практик для воспитания гражданской позиции.

 

В своей статье мы хотим обратиться к опыту воспитания личности в Институте диалога культур Журавлевой (г. Сургут, ХМАО - Югра). Предпосылки реализации Института диалога культур (далее ИДК) были описаны Журавлевой Л.В. в монографии “Теория-модель Института диалога культур”, где она, вслед за профессором Пассовым Е.И., придерживается коммуникативной образовательной технологии как средства реализации содержания иноязычного образования Института диалога культур [1, с.131].

Почему вопрос становления человека всегда остро стоял перед обществом? Каждый родитель, как правило, заботится о том, чтобы его ребенок стал настоящим человеком. Под становлением человека мы понимаем тот процесс, когда он познает жизнь, развивает свои способности и воспитывается интеллектуально [2, с.28]. Посмотрим, как реализуется коммуникативная образовательная технология в Институте диалога культур через форму социальных практик.

Социальные практики являются неотъемлемой частью образовательного процесса для всех воспитанников, которые получают образование на разных кафедрах:

  1. Кафедра раннего иноязычного образования представлена программами иноязычного образования для слушателей от 4-х до 6-ти лет.
  2. Кафедра начального иноязычного образования представлена программами иноязычного образования для слушателей от 7-х до 11-ти лет.
  3. На кафедре базового иноязычного образования получают образование слушатели от 11-ти до 14-ти лет.
  4. Кафедра подготовки личности к Диалогу культур представлена программами для слушателей от 14-ти до 18-ти лет.
  5. Кафедра межкультурных коммуникаций представлена программами для взрослых слушателей от 18-ти лет.

Формы и тематики социальных практик прописаны в учебных программах всех кафедр и реализуются в цикле занятий. Примером социальной практики для слушателей кафедры раннего иноязычного образования может быть новогоднее представление на льду “В гостях у сказки” (Ледовый Дворец, г. Сургут, декабрь, 2016), посвященное увлекательному путешествию Деда Мороза и Санта Клауса. Данной социальной практике сопутствовал цикл занятий в ИДК, посвященный сравнению празднования Нового года и Рождества. 


Мы считаем, что данная социальная практика помогла нашим юным слушателям формировать первичные знания о культуре празднования Рождества в стране изучаемого языка в сравнении со своей культурой. Более старшие слушатели (кафедра начального иноязычного образования) в этот период формировали первичные ценности национальной идентичности и их социальная практика была реализована в музейном комплексе “Купеческая усадьба-дом купца Г.С. Клепикова”. Темой социальной практики стала “Купеческая елка”, посвященная истории празднования Нового года в русской культуре.


Более тщательного отбора социальных практик требуют программы кафедр базового иноязычного образования и кафедры подготовки личности к Диалогу культур, потому что подростков, как правило, тяжело заинтересовать посещением музея и театра. Практика показывает, что для подростков становятся ценными те формы социализации, где реализуется деятельностный подход [2, с. 223]. В таких мероприятиях слушатели принимают непосредственное участие. Одним из хороших примеров такой социальной практики может служить посещение местного телевидения в рамках цикла занятий, посвященного проблеме выбора профессии на кафедре базового иноязычного образования. Слушатели заранее знакомились с деятельностью телевидения и те, кто был заинтересован журналистикой, сами представляли ее для своих сверстников.


Примером реализации идеи диалога культур может также стать посещение историко-краеведческого музея и представление артефактов земли Югорской иностранным гостям представителями кафедры подготовки личности к Диалогу культур. Подростки в рамках изучения цикла занятий, посвященного истории своего края, готовились достойно представлять нашу культуру гостям из Америки в Сургутском историко-краеведческом музее.

Эти и все другие социальные практики, реализуемые в рамках программ Институту диалога культур, направлены на развитие ценностных ориентиров личности слушателей.

Только при наличии реальных социальных практик и личностного смысла человек рефлексивно осознает ценности. Обретенный из практики смысл деятельности превращает слушателей программ Института диалога культур в истинных субъектов собственной деятельности. При таком подходе особо ценно то, что учащиеся, пребывая в роли субъектов во время получения образования с включением социальных практик, после выпуска из института становятся реальными субъектами своей жизни и родной культуры [1, с.31].

Завершая статью, мы хотим обратиться к родителю. Мы надеемся, что каждый родитель согласится с нашим утверждением, о том, что социальные практики действительно важны для процесса становления человека.

 

Информационные источники:

  1. Журавлева Л.В. Теория-модель Института диалога культур. Елец, 2010. С. 131-143.
  2. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. М., 2000. 170 с.
  3. Фотографии с сайта www.lingua-surgut.ru