Рыбалченко Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №41", г. Калуга
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Рыбалченко Т.И. Кукольный театр как одна из форм экологического воспитания младших школьников // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 52639
Театр кукол - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой [2].
Исторические корни кукольного театра идут из языческих обрядов, когда куклами были божества, покровители сил природы. К ним относились тотемы первобытных племён. Таким образом, этот вид искусства исторически связан с природой.
В настоящее время существует множество классификаций и направлений этого театрального зрелища. Мы рассмотрим детский кукольный театр и его взаимосвязь с экологическим воспитанием.
В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учебная. Игра занимает второе место после учебной и играет немаловажную роль в развитии ребёнка. Поэтому процесс обучения и воспитания необходимо комбинировать с развивающей игрой. На наш взгляд, экологический кукольный театр – это наиболее удачная форма экологического воспитания, посредством которой у младших школьников формируется экологическая культура.
Искусство театра кукол совмещает несколько видов искусства: театр, литература, художественное творчество. Постановки пьес развивают у детей актёрское мастерство: выразительную речь, умение общаться со сверстниками, умение импровизации, творческие способности, память, индивидуальность каждого ребёнка. Создание руками детей декораций, оформление кукол способствует развитию художественного вкуса, внимательности к важным деталям, дети учатся из всего потока информации выбирать главные и второстепенные детали. Кроме того, формируется усидчивость, терпение, настойчивость и желание довести дело до конца.
Программа курса внеурочной деятельности кукольного театра «Сказочка» предназначена для детей 7-10 лет. В программу включены инсценировки сказок экологической направленности с целью повысить интерес к устному народному творчеству, научить детей различать добро и зло, совершать благородные и бескорыстные поступки, бережно относиться к природе.
Для ребёнка театр - это интересные занятия, богатая событиями творческая жизнь, разнообразный досуг, ощущение необходимости, повышение самооценки, избавление от комплексов, скуки и одиночества. Выступая на сцене, дети начинают понимать общественную значимость своего творчества.
Основная цель программы кукольного театра «Сказочка» - развитие эстетического восприятия окружающего мира, а также формирование нравственных качеств личности в процессе создания и работы коллектива.
Задачи программы: воспитывать в детях чувство ответственности за общее дело, выявить и развить природные способности, развить артистизм, творческий подход к заданной работе, формировать экологическую культуру.
В программу включены инсценировки русских народных сказок, авторских, сказок разных народов мира с целью научить детей различать добро и зло, совершать благородные и бескорыстные поступки.
Кукольный театр - одна из форм работы с детьми по художественному воспитанию, которая ставит своей целью не только развлекать детей, но и воспитывает их морально и эстетически. Творческая работа над текстом развивает критическое мышление, обогащает внутренний мир, укрепляет память, воспитывает интерес к прикладным видам искусства.
Содержание спектаклей кукольного театра «Сказочка» направлено на экологическое воспитание младших школьников. В программу включены следующие инсценировки: «Колобок на новый лад», экологическая мини сценка (1-й год обучения), «Печальные приключения Карлсона», «Сказка о Зелёном Болоте» (2-ой год обучения), «Мы - друзья природы», «Приключения в сказочном лесу» (3-ий год обучения), «Природы жалобная книга», «Чудо-озеро», «Как Иван царство спасал» (4-й год обучения).
На занятиях по программе кукольного театра дети мастерят героев сказок и декорации из ненужных предметов домашнего обихода и дают «вторую жизнь" этим вещам. Результатом этой работы становится понимание необходимости бережного и внимательного отношения к природе, экономии природных ресурсов и использование вторичного сырья для изготовления кукол, декораций, реквизита.
Младший школьник вживается в образ того или иного героя, сопереживает персонажам сказок, восхищается и радуется вместе с ними. Так, например, при постановке сказки «Мы - друзья природы» ребята проживают жизнь отрицательного героя Гришки, который уничтожают природу, а потом, сыграв пострадавших животных леса от злодеяний Гришки, становятся её защитниками и помощниками.
Приняв участие в спектакле «Чудо озеро», дети узнают о причинах экологических проблем водоёмов, узнают кто такие экологи, как можно оказывать помощь школьникам в деле охраны окружающей среды.
Младшие школьники понимают значимость экологической направленности постановок и с большим желанием выступают перед детской аудиторией. Это показы спектаклей перед воспитанниками детского сада, учениками начальной школы, на конкурсах муниципального и регионального уровней. По результатам анкетирования уровень экологической культуры воспитанников ежегодно увеличивается на 30%.
Всё это нацеливает на воспитание у ребенка внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой. Вышесказанное позволяет утверждать, что программа курса внеурочной деятельности «Сказочка» соответствует запросам в любом учреждении, поскольку по требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предусмотрено формирование экологической культуры школьников [4].
Данная программа формирует у учащихся представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, формирует познавательный интерес, бережное отношения к природе, любовь к народным традициям.
Литература: