Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология

Игошина Милена Георгиевна

Учитель русского языка и литературы, МБОУ "Гимназия №94", Казань, Республика Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Игошина М.Г. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 51913


 

В российскую образовательную среду вернулось понятие «патриотизм», ориентирами социальной и образовательной политики опять стали служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Государственная политика патриотического воспитания граждан приобрела концептуально программные и практические очертания. Ставшая первым шагом по ее реализации Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», продолжается и сегодня.

Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. Именно этому способствует музейная среда. Патриотическое воспитание зависит от принятых в обществе культурных образцов поведения, от того, насколько эти образцы соответствуют представлениям о долге, верности и служению Родине. Если такие представления укоренены в базовой культуре общества, ярко воплощены в ее смыслах, образах, символах и устойчиво принимаются разными поколениями, то возникает прочный механизм самовоспитания патриотических качеств личности; процессы патриотического воспитания и формирования личности переплетаются между собой.

Гимназия № 94 — одна из старейших школ Казани. В 2016 году гимназии исполнилось 83 года. Высокий творческий потенциал педагогов позволил добиться больших успехов в обучении и воспитании молодого поколения. На протяжении многих десятилетий формировались, развивались и устанавливались традиции гимназии, которые способствовали созданию системы гражданского и патриотического воспитания учащихся. С 2006 года в гимназии успешно реализуется программа «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся гимназии №94». Она разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Центром патриотического воспитания является Музей истории гимназии. Кропотливая поисковая работа учителей и учащихся позволила собрать богатейший материал. Уже при первом знакомстве с основными разделами экспозиции музея «Так все начиналось», «Школа в годы ВОВ», «Выпускники-учителя» «Наши выпускники», в которых рассказывается о судьбах учителей и учеников гимназии – защитниках Родины и патриотах, сделавших большой вклад в становление и развитие нашей страны, происходит погружение в прошлое, сопоставление себя, сравнивание с предыдущими поколениями учащихся гимназии. И главное теперь — сохранить у детей чувство сопричастности, сопереживания, содружества со всеми выпускниками школы, укрепить желание стать продолжателями замечательных традиций, зародить и поддержать любовь и преданность своей школе и гордость за ее историю. Ведь именно музей является гарантом сохранения и развития традиций гимназии, которые несут то, что накоплено предыдущими поколениями, они являются ее душой. Традиции создавались годами, собирались по крупицам. Соревнования конкурсы, концерты. И всегда педагоги, воспитанники и родители вместе!

Среди множества событий минувшего столетия всегда особое место будет занимать победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Она стала вершиной всеобщего патриотизма и любви к Родине. К великому поколению патриотов относятся юнги Северного флота.

Более тридцати лет коллектив учителей и учащихся гимназии №94 сотрудничает с Советом ветеранов-юнг. Штаб юнг-ветеранов – гимназия № 94 Московского района города Казани, где создан музей «Кают-компания соловецких юнг». А начиналось все так.

Однажды на сборе пионеры четвертого класса «В» казанской средней школы № 94 заговорили о присвоении их отряду имени одного из героев Великой Отечественной войны.

Давайте этот вопрос обсудим, — предложила учительница К. В. Маевская, — когда вы прочитаете книги о героях Великой Отечественной войны. Согласны?

И вот ребята вновь собрались. Каждый из них назвал имя героя. На стол Клары Васильевны легли десять портретов с короткими текстами.

Что же, будем решать, — сказала она, взяв первый снимок.

Оглядела класс и стала читать. От волнения ее голос срывался, но этого никто не заметил: всех взволновал подвиг юного партизана, спасшего товарищей ценой своей жизни. Один за другим подходили к столу пионеры, вместе с учительницей читали о том, как их сверстники бесстрашно защищали Родину, мстили врагу за смерть отца ли, брата. В классе будто запахло порохом, послышался гул боя.

Неужели они ничего не боялись? — спросила одна из девочек.

Наверное, боялись. Но ведь им нужно было выполнять задание.

Правильно, — согласно кивнула Клара Васильевна.— Страх возникает у каждого, когда идешь на опасное задание. Но дело в том, что юные герои очень любили свою Родину, свой народ, родных, своих братишек, сестренок и ненавидели фашистов. Поэтому они смело выполняли приказ. Это и называется подвигом. Давайте решим, чье имя должен носить наш отряд?

Юнги Северного флота Саши Ковалева, — предложил вдруг Алексей Колпаков. На этом остановились. Но пионерскому отряду еще предстояло завоевать право носить имя юнги. На следующий день ребята написали письмо в Североморск. Краеведы Североморска предложили ребятам разыскать бывших юнг в городе Казани. И работа закипела.

С того дня, дня получения письма из Североморска, К.В. Маевская стала организатором патриотического воспитания учащихся своего класса и поиска ветеранов-юнг. Начинание горячо поддержал директор школы Иосиф Маркович Найшулер, участник Сталинградской битвы. Судьба самой Клары Васильевны оказалась в чем-то схожей с судьбой юнг. Как только началась война, она, только что окончившая девять классов, пошла работать на завод. Летом 1942 года Клара одной из первых записалась добровольцем, стала прожектористом и до самого конца войны охраняла небо над столицей нашей Родины.

Первым ребята нашли адрес бывшего юнги Ибрагима Валиуллина и поспешили к нему домой. Не менее волнующей вышла и встреча ребят с другие ветераном, юнгой В.3.Байкиным. Потом разыскали Юрия Городецкого и других. С волнением готовили пионеры школы № 94 первую встречу ветеранов-юнг. Она состоялась в канун 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Бывшие юнги не скрывали слез радости от встречи друг с другом спустя столько лет. Воспоминаниям не было конца. Был выстроен почетный караул. Помолодели лица фронтовиков, лучисто заблестели глаза. Потом во всех классах начался урок мира и мужества, гости рассказывали учащимся о трудных годах войны, о боевом пути юнг Северного флота.

В 1976 школа получила свидетельство за № 1131 о присвоении звания «Школьный музей». Ежегодно музей пополнялся новыми экспонатами, велась исследовательская работа учащимися и учителями школы, и в 1983 году музей боевой славы был преобразован в музей истории школы (Паспорт школьного музея, 2.09.2008г.).

В июне 1982 года состоялась волнующая поездка на Соловецкие острова. Побывали ученики на местах, где были землянки юнг, столовая - там теперь одни котлованы, заросшие травой. Обнаружили бутылку, подвешенную на деревце. А в ней записка с адресами для тех, кто разыскивает юнг. Ребята тоже вложили свою: «Мы, казанская группа из школы № 94, были на этом месте. Приветствуем всех, кто побывает здесь» Потом они поднялись на Секирную гору, куда любили ходить и юнги: кругом лес, кукуют кукушки, как будто ничего здесь не происходило. Потом долго стояли у памятника юнгам, павшим в бою, сфотографировались.

Активная работа учащихся не прекращалась ни на день. Совместными усилиями ветеранов, педагогов, актива музея в 1988 г. на территории гимназии №94 установлен памятник юнгам – участникам Великой Отечественной войны — на постаменте два огромных якоря системы Холла, привезенные с Северного флота. В 1995 году ранее безымянная площадь, находящаяся недалеко от школы, получила название площади Соловецких юнг. А ровно через 10 лет — в мае 2005 г. — на этой площади был открыт памятник Соловецким юнгам. Памятники погибшим юнгам есть на Соловках (установлен на 30-летие Школы в 1972 г.) и в Архангельске (1993 г.). Советы ветеранов соловецких юнг сейчас действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Казани и других — всего сорока семи — городах.

Шли годы, росли и пионеры отряда имени юнги Саши Ковалева, переходили из класса в класс. Но жар следопытского поиска по-прежнему не остывал в их душах. Ежегодно они заранее начинали готовиться к встрече в День Победы с юнгами-ветеранами. По каждому из известных ребятам адресов уходила красочная открытка: «Дорогой друг! Приглашаем Вас и Вашу семью принять участие в традиционной встрече ветеранов-юнг ВМФ совместно с отрядом имени юнги Саши Ковалева школы № 94 в честь Дня Победы. Встреча состоится по адресу: г. Казань, ул. Ш. Усманова, 14

Музей гимназии активно сотрудничает с Республиканским и районным советом ветеранов Соловецкой школы юнг. Сейчас наш музей состоит из двух комнат общей площадью 40,7 кв.м; насчитывает 152 экспоната, связанных с историей школы, предметами школьного быта прошлого века; в кают-компании собраны материалы по истории Соловецкой школы юнг. Создано 9 экспозиций, разработано 5 экскурсий, в том числе на немецком и татарском языках. По материалам музея создана виртуальная экскурсия. По экспозициям ежегодно проводится около 40 экскурсий.

Именно с ветеранами-юнгами связаны самые торжественные и дорогие сердцу традиции гимназии: ежегодно в канун Великой Победы проводится торжественный митинг, на котором ветераны-юнги вспоминают свое героическое прошлое, а учащиеся отдают дань памяти возложением живых цветов. Учащиеся 5-11-х классов организуют спуск «Венка памяти и славы» в фарватере Волги: на воду опускается еловый венок, и притихшие дети бросают в воду алые гвоздики. Три протяжных гудка звучат как набат, напоминая всем о тех, кто отдал свою жизнь за благополучие и счастье сегодняшних дней.

Следует отметить, что на базе музея учителями и учащимися гимназии постоянно ведется исследовательская работа. Учащимися Колабиновой Александрой, Ласкиным Владиславом, Залялтдиновым Артуром, Точилкиным Никитой были подготовлены исследовательские работы, которые получили положительную оценку на муниципальных и республиканских научно-практических конференциях. Именно исследовательская деятельность и позволила издать в гимназии уникальный по своему содержанию альманах «…». Судьбы прабабушек и прадедушек, родных и просто знакомых ветеранов, защитников страны, словно оживают, возвращаясь из небытия. И вот уже история конкретного человека становится историей огромной страны – нашей с вами Родины.

Эта дружба ветеранов-юнг с учениками казанской гимназии № 94 продолжается и сегодня. В книге татарского писателя Ш.Байгильдина «Шли юнги в бой» мы познакомились с воспоминаниями юнг - наших земляков, которые в далеком 42-м и 43-м годах из Казани отправлялись в Соловецкую школу юнг. И моим ученикам - юным исследователям - стало по-настоящему интересно встретиться с ветеранами-юнгами – свидетелями тех событий, так как мы понимали, что не все еще рассказано, не с каждым смог поговорить писатель. Внимательно изучив литературные и исторические источники, мы выяснили, что о некоторых ветеранах лишь упоминается, но ничего не рассказывается об их личной судьбе. Именно это желание живого общения и побудило нас к личной встрече, а впоследствии, позволило создать исследовательскую работу, обогатившую музейную экспозицию. Наши встречи с юнгами третьего набора Евсеевым Германом Валерьяновичем, Гильфановым Равилем Сулеймановичеми, Хабибуллиным Рустамом Абдрахмановичем позволила не только создать видео и аудио интервью, но и увидеть важный для истории момент глазами обыкновенных мальчишек пятнадцати лет. А интерес к этой теме позволил существенно расширить границы школьного музея, и мы уже изучали документы в библиотеке Национального архива Республики Татарстан.

Результатом данной исследовательской работы стало создание аудио и видеоматериалов о ветеранах-юнгах третьего набора. Подготовлены документальные материалы для размещения на сайте гимназии в рубрике «Звезда Победы», раздел «Живая память» и для издания школьного альманаха «Живая память. Война в истории моей семьи». По результатам нашего исследования считаем целесообразно отметить следующее: без сомнения, юнги стали примером для последующих поколений ребят. Многим из них довелось участвовать в боях. Они сражались с врагом на Севере, Черном море, Тихом океане. Сражались без страха. Их уважали, любили за верность, мужество, храбрость. О подвигах юнг писали газеты. Немало боевых подвигов было и на счету юнг из нашей республики. Эти герои живут среди нас. Их послевоенные судьбы сложились по-разному, но каждый из них вырос достойным человеком, которым гордится наша страна. И сейчас наша задача: как можно больше узнать из их уст таких интересных и неповторимых историй и попытаться донести это до последующих поколений.

У ребенка любого возраста выражена потребность узнать все, увидеть все, попробовать все. В школе на уроках реализовать это естественное желание не всегда возможно, а внеурочно — легко. Тематика школьных музеев различна, многогранна, но вся она отражает историю России, ее героического и трудового прошлого и настоящего, жизнь и деятельность наших земляков, россиян. И это бесценно, поскольку способствует формированию нравственных и гуманистических ценностей, гражданских идеалов и жизненных ориентиров.