Инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи как условие создания единого образовательного пространства

Михайлютенко Елена Владиславовна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад "Флажок" пгт. Гвардейское", Республика Крым

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Михайлютенко Е.В. Инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи как условие создания единого образовательного пространства // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 52191


 

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности всестороннего воспитания и развития детей. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в "Положении о ДУЗ" и др.

Работа с семьей – важная задача образовательной системы. Организация взаимодействия педагогов и родителей отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Они, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, а должны действовать в единстве. Детский сад и семья должны стремиться к созданию основной воспитательно-образовательной микросреды – единого образовательного пространства развития ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

В работе с родителями я выделяю следующие приоритетные задачи:

- Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.

- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Вот уже много лет я работаю в речевой группе. В работе с моими детьми есть свои особенности: ребёнок приходит сюда с нарушением речи, что порой, само по себе, затрудняет его общение со сверстниками и взрослыми. Как правило, дети проводят в этой группе два года, и за этот короткий срок мы должны, в интересах полноценного развития наших дошкольников, объединить свои усилия для плодотворного взаимодействия по всем вопросам воспитания и обучения детей.

Поэтому мне стала интересной работа по проблемам и поиску современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй в речевой группе.

В первую очередь я поставила перед собой задачу сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, а чтобы педагог, дети и родители чувствовали себя одной семьёй.

Строила свою работу на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и знании его психического и физического здоровья (по результатам диагностирования совместно с логопедом, изучение микроклимата семьи и уровня педагогических знаний родителей).

Анализируя проблемы, с которыми я, как воспитатель, сталкиваюсь в работе с родителями, следует отметить, что все затруднения проистекают от видимого отсутствия доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентности. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. При рассмотрении этой проблемы выяснилось, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству и не проявляют интереса к объединению усилий с детским садом при воспитании детей.

Проанализировав свою работу, я определила для себя вопросы, на которые нужно найти ответы: какие задачи я ставлю перед собой? какие методы считаю наиболее плодотворными? что приемлемо для моих детей? как я могу осуществить намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях? родители моих детей – это коллеги, помощники или «зрители» в ходе моей работы?

Изучив научную и методическую литературу по данному направлению, я решила традиционные формы взаимодействия с семьей сочетать с вариативными инновационными формами взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

В результате анкетирования выявились потребности родителей в педагогических знаниях и определилась их педагогическая компетентность. Выделенные критерии и показатели позволили определить уровень педагогической компетентности родителей. Результаты распределились следующим образом: только 25% родителей обладали высоким уровнем педагогической компетентности, 50% - имели средний уровень, и 25% родителей находились на низком уровне педагогической компетентности.

Цель моей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДУЗ.

Помимо традиционных форм работы ДУЗ и семьи активно использую инновационные формы и методы:

- фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;

- информационные буклеты;

- организация Дней открытых дверей;

- совместное проведение досугов;

- групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;

- тематические досуги (например: «Коли семья вместе, так и душа на месте», «Новогодний калейдоскоп», «Защитники Отечества», «Путешествие в музей», КВН «Знатоки природы» и др.);

- вовлечение в конкурсы (например: осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек, «Маленькая красавица», «Наши казачки»);

- оздоровительные праздники (например: «Папа, мама, я – дружная семья», «От простуды босиком»;

- совместные развлечения в рамках ОБЖД;

- театрализованные представления для детей с участием родителей (например: «Умка и Новый год», «Приключения Почемучки» и др.).

Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:

- информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в специальном информационном листе в раздевалке группы;

- приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников;

- предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе;

- призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка и т.п.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации. Следовательно, чтобы проведение собрания стало инновационной формой, я ушла от устаревшего лекционного метода его проведения. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми, а далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей. Провожу собрания в форме КВН, семейных гостиных, заседания круглого стола.

Посещение детского сада во время “Недели открытых дверей” - 2 раза в год, но я приглашаю своих родителей приходить к нам в группу хоть каждый день!- тем самым воспитываю у детей чувство гостеприимства, желание быть лучшими, чтобы их мамы и папы гордились ими, а самое главное, что дети всегда рады, когда мама или папа просто находятся в группе. В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в детском саду вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на пробудительной гимнастике после дневного сна, поиграть с детьми т.д.

На таких мероприятиях, как "Дни добрых дел" осуществляется ремонт игрушек, мебели, группового помещения, создается предметно-развивающая среда и одновременно налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. В такие дни также организуется помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек). Вся эта работа носит воспитательный характер, поднимает авторитет родителей в глазах своих детей.

Приветствую желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педсовета, а также предоставляю родителям возможность

принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста. В группе для этих целей имеется стенд «Давайте вместе обсудим».

Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок разнообразны: «Чудо-картошка», «Декоративно – прикладное творчество», «Мои любимые игрушки», «Добрые дела нашей семьи», «Вещи из бабушкиного сундука», «Подарки для любимой мамы», поделки из природного материала, из соленого теста и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Активность родителей в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Внимательное изучение семей наших воспитанников помогло нам выявить интересные увлечения родителей. Например, Мама Наташи Р., оказывается, очень любит бисероплетение. А мама Насти М. вяжет крючком маленькие игрушки. Своим опытом родители делятся также на тематических выставках.

Также я разработала план на учебный год, который предусматривает координацию действий по ознакомлению детей с обычаями и традициями семей старшей речевой группы. Этот перспективный план творческого сотрудничества позволит мне вести свою работу целенаправленно и эффективно, используя разнообразные формы взаимодействия для решения проблемных вопросов в жизни детей.

К моей работе в этом направлении привлекала всех специалистов детского учреждения: ст. медсестру, физкультурного руководителя, музыкального руководителя, а в первую очередь нашего логопеда Полину Петровну. Вместе с ней планировала работу по ознакомлению родителей с мероприятиями по коррекции речи, постановке звуков, совершенствованию фонематического слуха, развитию связной речи. Для того, чтобы родителям было интересно и понятно, вся работа проходила через игры – драматизации, инсценировки, сюжетно-дидактические игры, диалоги на темы из личного опыта. Много использовали игр с движениями, пальчиковые и другие виды театра, игры направленные на развитие моторики. Чтобы родители поняли и овладели языком жестов и движений, проводила этюды и упражнения на развитие выразительности жеста, развитие мимических движений, умение выражать эмоциональные чувства радости, печали, гнева, страха. Со своей работой в этом направлении мы заинтересовали родителей, и они были нам хорошими помощниками.

Музыкальный руководитель нашей группы внесла свою посильную помощь, как активный пропагандист новых методик оздоровления. Именно она убеждала родителей в огромной роли музыки в психическом развитии ребёнка во время развлечения «Вечер музыки». В свободное время я стараюсь провести музыкальные минутки, используя детские музыкальные инструменты, грамзаписи, включаю распевки народных песен.

Посещения на дому помогли мне теснее сблизится со многими семьями и подсказали темы для обсуждений, бесед по многим проблемным вопросам, которые мы выносили

в «Устный журнал», пропагандируя опыт семейного воспитания, давая методические рекомендации и советы по самым актуальным вопросам здоровья и воспитания наших детей. Например: «Тревожные дети», «Детский гороскоп», «Особенности воспитания мальчиков и девочек», «Воспитание заботливого отношения к окружающим», «Рекомендации по коррекции речи» и другие.

Важной действенной нетрадиционной формой педагогической пропаганды стали для меня открытые мероприятия. Это способ познакомить родителей с условием, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, направленной на обучение и воспитание ребёнка. Родители с удовольствием приходят в группу, переживают и волнуются, реально видят возможности своего любимца, просят совета, как лучше организовать помощь ребёнку дома, знакомятся с новыми программами. Для детей присутствие родителей является большим эмоциональным фактором, вызывающим стремление проявить себя с хорошей стороны, быть внимательным и собранным.

Мероприятия проходят у нас занимательно, в них зачастую затрагиваются вопросы социологии. Так, например, с огромным вниманием и интересом прошла беседа, которую вместе с нами провела наша родительница, Геригеева Александра Вячеславовна, по профессии врач-лаборант станции переливания крови г. Симферополя. Она рассказала детям о том, что такое анализ крови, почему не надо бояться сдавать такой анализ, о значении крови в жизни человека, дала много полезных советов.(Более подробно данное направление в работе я раскрою в своей аттестационной работе под рубрикой «Традиции группы-«Встречи с интересными людьми»).

С большим интересом для детей и родителей проходила работа по воспитанию детей в духе семейных традиций. Как выяснилось позже, не только дети, но и взрослые, в большинстве своём, мало знают о родных и близких людях. Предложила параллельно детям и родителям провести исследования истории своей семьи. Акцентировала внимание на такие вопросы, как:

- Где родились твои родители, бабушки и дедушки?

- Кем были в молодости дедушки и бабушки?

- Какие песни поют твои родные за семейным столом?

- Что ты ценишь в своих близких?

- Как вы проводите свои семейные праздники?

Дети и родители с удовольствием откликнулись на нашу работу в этом направлении.

В начальном этапе я провела встречу с родителями в форме беседы. Беседуя с родителями, мы узнавали о семейных корнях, реликвиях семьи, рассматривали семейные альбомы. Родители с увлечением рассказывали о своих семейных традициях.

Итогом одного из этапов моей работы стало проведение открытых семейных праздников: «Посиделки», «Коли семья вместе, так и душа на месте», спортивных досугов «Дружная семейка», в подготовке которых участвовали воспитатели, дети и их родители. В праздниках отражались семейные традиции: совместные игры и пение, спортивные умения взрослых и детей способствовали свободе выражения чувств, установлению эмоциональных контактов педагогов, детей и родителей. Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные

связи и объединяет поколения. Родители с интересом включились в работу по созданию своей родословной. Прекрасным поводом для организации совместной деятельности детей и родителей послужило создание семейного герба.

Родители задумались о том, какие интересы их объединяют, чем удивительна и самобытна их семья, какую огромную роль играет она в жизни ребенка, в становлении его личности. В результате была организована выставка- презентация, на которой каждая семья представила свой герб, объяснила его символику, продемонстрировала свои таланты.

Досуговые формы помогают мне устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между мной и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют мне создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Аналогично проводились игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час», дефиле для детей из бросового материала, конкурс летних шапочек и др. Родители вместе с детьми выполняли летом творческие задания «Юный мастер», «Хорошая хозяйка». Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где, когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины» и др.

Участие родителей в работе педагогических советов помогает выявить наши общие проблемы и наметить пути их решения. Например, присутствуя на педсоветах «Здоровье и безопасность наших детей», «Учимся, играя», они высказали свое мнение по обсуждаемой теме, внесли коррективы и предложения.

Приятно удивило и взаимно полезным оказалось участие родителей в работе семинара- практикума по теме «Портрет современного педагога». Участники обменялись мнениями о том, каким должен быть воспитатель, составили портрет педагога, отвечающего требованиям высокой нравственности и запросам современного общества, а также дали характеристику мне и напарнице как педагогам их детей (в свете приближающейся аттестации).

В рубрике «Ваш ребенок талантлив» родители узнают о сегодняшних успехах своего ребенка. Если папа или мама - редкие гости в детском саду, мы их информируем об этом «открытками», которые вечером приносит из сада дочка или сын. «Спрашивайте - отвечаем» - это почтовый ящик для личных вопросов родителей. Работает постоянно!

Практика показывает, что одним из инновационных путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность, которая способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей старшего дошкольного возраста. Проект «Семейные традиции» тому хороший пример!

В ближайшем будущем планирую создание интернет-странички ДУЗ «Флажок», своей группы «АБВГДЕЙКА», в частности, которая продолжит практическое взаимодействие родителей с педагогом по различным вопросам воспитания и обучения наших детей, подключит родителей других групп и других детских садов к обсуждаемым темам.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны: положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие:

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДУЗ и семье.

Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Работа с родителями в детском саду способствовала и способствует:

- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.

- Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.

- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

- Обобщению опыта семейного воспитания.

- Установлению преемственных связей с выпускниками ДУЗ и их родителями.

В ходе проведенной работы получены результаты:

- повысился уровень родительской компетентности;

- гармонизировались родительско-детские отношения;

- повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с педагогами группы.

Как это повлияло на развитие личности ребенка:

- улучшился эмоциональный климат в семье;

- изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;

- повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что у меня сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Мы почувствовали и чувствуем себя единой, сплоченной семьёй, ощутили всю значимость проведённой работы.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели.

Я очень надеюсь, что все те формы и методы, используемые мною в работе, помогут детям легко адаптироваться в школе, а я продолжу и, в дальнейшем, искать и находить новые формы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и обучении детей!

 

Литература

 

1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума / Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. Ростов-н/Д, 2002.

4. Доронова Т.Н. Соловьева Е.В. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001.

5. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006.

6. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. М.: 2003.