Фетисова Анастасия Александровнана
Воспитатель, МКДОУ "Центр развития ребенка № 5 "Буратино", Волгоградская область, г. Фролово
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Фетисова А.А. Открытое занятие по изобразительной деятельности: "Угощение для снегирей" // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 51491
Тема: « Угощение для снегирей»
Цель: учить детей рисовать в технике «точка», передавая характерные особенности ягод рябины.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о рябине, ее форме и цвете, птицах.
Развивающие: развивать мышление, воображение, эстетический вкус.
Воспитательные: воспитывать культуру общения и поведения, взаимопомощь, любовь к природе.
Словарная работа: рябина, гроздь, осень, снегири, деревья, листья, красный, желтый, круглый.
Предварительная работа: рассматривание деревьев на участке детского сада, сбор листьев для аппликаций, разучивание стихотворений по теме «Осень», наблюдение за птицами во время прогулок, просмотр картин по теме «Осенняя пора».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое», «Художественно-этетическое».
Формы работы с детьми: беседа, индивидуальная работа, просмотр картин по теме «Осенняя пора».
Материал (оборудование): веточки рябины, игрушка Совушка-совунья, силуэты снегирей, краски, кисти, стаканчики с водой, заготовки для рисования, влажные салфетки, сухие салфетки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
-Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим в окно и скажем, какое у нас сейчас время года.
Ответы детей (осень).
-А что осенью происходит с листьями деревьев?
Ответы детей (падают, становятся желтыми, красными)
-А теперь давайте возьмем в руки осенние листочки, встанем, поднимем ручки вверх и представим, что мы – осенние деревья. А что происходит с листочками осенью?
Ответы детей (падают).
-А еще осенью поспевают на рябине ягоды. Это любимое лакомство для снегирей. Зимой холодно, голодно, а у птичек еда на веточках. Я для вас рябинку принесла. Посмотрите внимательно, какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет. Ягодок много собраны в кисть или гроздь. Давайте все вместе повторим слово «гроздь».
-Посмотрите, грозди направлены вниз, как наши пальчики (покажите).
-Скажите, а какого цвета ягоды? (красного), а формы (круглой).
Сюрпризный момент
- стук где-то в группе (находим птицу игрушку)
-Ребята Совушка-совунья рассказала, что произошла беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все ягоды на рябине. А скоро уже снегири прилетят, а лакомства любимого нет! Давайте поможем снегирям, нарисуем ягоды на рябине. Поможем?
-Тогда садитесь на стулья.
Этап художественного творчества.
-Мы сегодня с вами будем волшебниками, будем рисовать кисточками.
-Закатайте рукава и внимательно смотрите, как мы будем рисовать ягодки рябины. -А какого цвета у нас будет краска?
Ответы детей (красная).
-Я беру кисточку, обмакиваю ее в краску, а потом рисую точки-ягодки на каждой гроздочке. Ягодок рисуем побольше, чтобы всем птичкам хватило, одна ягодка возле другой.
- Чтобы наши пальчики нарисовали побольше ягод, давайте их разомнем
Пальчиковая гимнастика «Осень»
-Итак, приступаем к работе.
(мелодичная музыка для фона)
(воспитатель помогает детям).
-Какие вы молодцы! Ягодок получилось так много, они такие сочные, красные, одна возле другой, теперь снегирям не страшна зима.
-Ой, смотрите, снегири к нам прилетели и на веточку присели и рябину захотели.
Динамическая пауза.
-А вы хотите в птичек превратится. Подойдите ко мне и скажите волшебные слова:
1, 2, 3, все мы птички посмотри.
Вот летали птички, птички — невелички
Все летали и летали, крыльями махали
На дорожку сели зернышек поели
Клю-клю-клю, как я зернышки люблю
Перышки почистили, чтобы были чище
Вот так, вот так, чтобы были чище.
Релаксация
-Молодцы, ребята, потрудились, спасли птиц от голодной зимы, угостили их красными сочными ягодами.
-Ребята, а каких птиц мы сегодня спасли от голодной зимы?
Ответы детей (снегирей)
-А какими ягодами мы их сегодня угостили?
Ответы детей (рябиной).
-Молодцы. Я вам дарю эти замечательные маски, и вы сможете играть со своими друзьями.
Анализ открытого занятия НОД по ИЗО во второй младшей группе
«Угощение для снегирей»
При подготовке к занятию были учтены требования к проведению НОД в соответствии с ФГОС ДО: интеграция образовательных областей, возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учёт положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринуждённой обстановки, осуществление взаимодействия взрослый-ребёнок при ведущей роли взрослого.
В своей работе я стремилась доставить детям удовольствие от продуктивной деятельности, от создания своими руками красивых, эстетичных работ, стимулировать желание возвращаться к данному виду деятельности с желанием и энтузиазмом. Суть идеи – мотивация детей через активную творческую деятельность.
Целью данного занятия было: учить детей рисовать в технике «точка», передавая характерные особенности ягод рябины.
На занятии решались основные
образовательные задачи:
- формировать представления детей о рябине, ее форме и цвете, птицах;
развивающие задачи:
- развивать мышление, воображение, эстетический вкус.
воспитывающие задачи:
- воспитывать культуру общения и поведения, взаимопомощь, любовь к природе.
Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что занятие имело сюжетный ход – завязку, кульминацию и развязку. При планировании я постаралась учесть возрастные особенности и возможности детей.
Структура занятия:
1. Приветствие, психогимнастика – упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей – настроить детей на положительное восприятие происходящего.
2. Сюрпризный момент, проблемная ситуация.
3. Этап художественного творчества.
4. Динамическая пауза.
5. Итог занятия. Релаксация. Подарок для детей в группу.
Методические приёмы:
1. Игровой (использование сюрпризных моментов).
2. Наглядный (использование игрушек – Совушка-совунья, картинок, ветка рябины).
3. Словесный (указание, вопросы, устные ответы детей).
4. Поощрение, анализ занятия.
Постаралась не оборвать занятие, а переключить внимание детей на подарок, с которым можно продолжить играть в компании друзей.
Занятие проводилось в групповой комнате. Для проведения занятия, группа была разбита на зоны:
осенняя полянка – игровая ситуация;
зона для игр – удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении;
зона практических действий – работа за столами.
Я построила занятие так, чтобы все виды деятельности сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия.
Так коммуникативная деятельность (беседа об осени и ее приметах) сменилась игровой, где дети «превратились» в деревья, и имитировали листопад, затем опять сменилась на коммуникативную. Для большей заинтересованности и эмоционального отклика я включила сюрпризный момент (появление Совушки-совуньи), данный этап помог перейти к непосредственному художественному творчеству, следующей сменой деятельности я включила двигательно-игровую деятельность, которая в свою очередь сменилась коммуникативной (итог занятия).
Использование игрового приема с Совушкой-совуньей, помогло в интересной игровой форме привлечь
Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Им была дана индивидуальная работа с раздаточным материалом, где каждый самостоятельно выполнял работу и показал свои умения и знания.
Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны. Такие занятия положительно влияют на познавательно-речевое развитие.