Использование фольклора в процессе формирования математических представлений у дошкольников

Иканина Лилия Вячеславовна

Старший воспитатель, МАДОУ "Детский сад №29 "Даренка", Свердловская область, г. Лесной

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Иканина Л.В. Использование фольклора в процессе формирования математических представлений у дошкольников // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 23.04.2024).

Заказ № 51061


 

В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.

Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно представляют народную жизнь, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

Фольклор (англ. folk-lor) – народная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества. Термин «фольклор» был введен в науку английским ученым Уильямом Томсом в 1846 году [3].

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский. Детский фольклор развивался в непосредственной связи с народной педагогикой, а забота об умственном, нравственном и физическом воспитании подрастающего поколения искони была свойственна народу.

Детский фольклор делится на 2 основные группы: по назначению и характеру бытования. А по общности поэтики, музыкального строя и бытовой функции внутри каждой группы выделяются самостоятельные жанры:

  1. Поэзия пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.
  2. Бытовой фольклор: детские народные песни, заклички, приговорки, обрядовая поэзия, прозвища и дразнилки, детские сказки, страшилки.
  3. Потешный фольклор: словесные игры, молчанки, голосянки, поддевки, скороговорки, небылицы, перевертыши, загадки.
  4. Игровой фольклор: формальные ролевые игры без поэтически организованного текста, формальные ролевые игры с игровыми припевами, формальные ролевые игры с игровыми приговорами, игры импровизации, жеребьевые сговорки, считалки.

Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и др. неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей [2].

От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти, но и знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д. У детей дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать математические представления, используя фольклор – потешки, скороговорки, считалки, загадки, стихи, сказки.

Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. «Кто это у нас в углу сидит?» – спрашивает мама годовалого малыша и даже не задумывается о том, что это первоначальное знакомство с темой «Углы» Или заплаканному ребенку говорят: «Не плачь, куплю калач. Не реви, куплю целых три» – и малыш не только успокаивается, но и узнает названия чисел и цифр. Далее следуют колыбельные песенки с пересчетом элементов разных множеств, сказки, где есть ситуации с математическим смыслом. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка – это счет. Вольно или невольно дошкольник получает математические знания.

Фольклор во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. Кроме того, именно в таких условиях происходит осознание нужности учебного материала, как всего, что интересно.

Избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения «физкультминуток» с использованием фольклора, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.

Все это поможет ребенку, обучаясь по любой программе, познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира.

Русские народные сказки можно использовать для закрепления порядкового счета, для знакомство с величиной, а также для ориентировки в пространстве. Это, например, такие сказки, как «Репка, «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» и др. В этом случае педагог организует обсуждение следующими вопросами: «Сколько героев встретил колобок? Кого первого встретил колобок?» и т.д.

Загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (геометрические фигуры, число, отношение, величина и т.д.). Например: отгадайте, о какой геометрической фигуре говорится в этой загадке: «Три вершинки, три угла, три сторонки – вот и я?».

Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Например:

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня,

Три – вчера,

Три – ещё позавчера.

Или:

Летят три пичужки через три избушки.

После разучивания скороговорки педагог предлагает вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу.

Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки, можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений и развития речи дошкольников. Например: «Жить в четырех стенах» – какое число встречается в поговорке? (знакомство с числом и цифрой четыре).

Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками, они также способствуют развитию количественных представлений. Г.С. Виноградов из всего пестрого считалочного материала в отдельную группу выделил считалки - числовки, которые можно использовать с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета, прямого и обратного счета [1]. Например:

Один, два, три –

Ваня, не шути!

Один, два, три, четыре, пять –

Ваня, не шути опять!

Шесть, семь, восемь –

Ваня, не шути, мы просим!

Один, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять.

Выплыл ясный месяц.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

Следует отметить, что процесс формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста будет эффективнее, если:

- будет организовано обучение с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по математическому развитию, но и в других режимных моментах. Например: «При наблюдении на прогулке, организации подвижной игры, во время умывания, одевания и т.д.»

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития количественных представлений у дошкольников;

- будет организовано взаимодействие педагогов и родителей, как участников педагогического процесса.

Детский сад – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в детском саду закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Для изучения математики очень важно использовать малые формы фольклора, т.к. он помогает детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом запоминать числа и цифры, решать задачи и примеры и т. д.

 

Литература:

  1. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус.дет. игровой фольклор: кн. для учителя и учащихся, сост. М.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко. М.: Просвещение, 1995. 224 с.
  2. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998.
  3. Энциклопедический словарь в 2-х томах. / Ред. Введенский Б. А. М.: Совет, энциклопедия, 1964. С. 585.