Иканина Лилия Вячеславовна
Старший воспитатель, МАДОУ "Детский сад №29 "Даренка", Свердловская область, г. Лесной
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Иканина Л.В. Использование фольклора в процессе формирования математических представлений у дошкольников // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 51061
В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.
Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно представляют народную жизнь, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.
Фольклор (англ. folk-lor) – народная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества. Термин «фольклор» был введен в науку английским ученым Уильямом Томсом в 1846 году [3].
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский. Детский фольклор развивался в непосредственной связи с народной педагогикой, а забота об умственном, нравственном и физическом воспитании подрастающего поколения искони была свойственна народу.
Детский фольклор делится на 2 основные группы: по назначению и характеру бытования. А по общности поэтики, музыкального строя и бытовой функции внутри каждой группы выделяются самостоятельные жанры:
Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и др. неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей [2].
От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти, но и знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д. У детей дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать математические представления, используя фольклор – потешки, скороговорки, считалки, загадки, стихи, сказки.
Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. «Кто это у нас в углу сидит?» – спрашивает мама годовалого малыша и даже не задумывается о том, что это первоначальное знакомство с темой «Углы» Или заплаканному ребенку говорят: «Не плачь, куплю калач. Не реви, куплю целых три» – и малыш не только успокаивается, но и узнает названия чисел и цифр. Далее следуют колыбельные песенки с пересчетом элементов разных множеств, сказки, где есть ситуации с математическим смыслом. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка – это счет. Вольно или невольно дошкольник получает математические знания.
Фольклор во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. Кроме того, именно в таких условиях происходит осознание нужности учебного материала, как всего, что интересно.
Избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения «физкультминуток» с использованием фольклора, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.
Все это поможет ребенку, обучаясь по любой программе, познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира.
Русские народные сказки можно использовать для закрепления порядкового счета, для знакомство с величиной, а также для ориентировки в пространстве. Это, например, такие сказки, как «Репка, «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» и др. В этом случае педагог организует обсуждение следующими вопросами: «Сколько героев встретил колобок? Кого первого встретил колобок?» и т.д.
Загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (геометрические фигуры, число, отношение, величина и т.д.). Например: отгадайте, о какой геометрической фигуре говорится в этой загадке: «Три вершинки, три угла, три сторонки – вот и я?».
Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Например:
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
Или:
Летят три пичужки через три избушки.
После разучивания скороговорки педагог предлагает вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу.
Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки, можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений и развития речи дошкольников. Например: «Жить в четырех стенах» – какое число встречается в поговорке? (знакомство с числом и цифрой четыре).
Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками, они также способствуют развитию количественных представлений. Г.С. Виноградов из всего пестрого считалочного материала в отдельную группу выделил считалки - числовки, которые можно использовать с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета, прямого и обратного счета [1]. Например:
Один, два, три –
Ваня, не шути!
Один, два, три, четыре, пять –
Ваня, не шути опять!
Шесть, семь, восемь –
Ваня, не шути, мы просим!
Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Выплыл ясный месяц.
Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.
Следует отметить, что процесс формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста будет эффективнее, если:
- будет организовано обучение с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по математическому развитию, но и в других режимных моментах. Например: «При наблюдении на прогулке, организации подвижной игры, во время умывания, одевания и т.д.»
- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития количественных представлений у дошкольников;
- будет организовано взаимодействие педагогов и родителей, как участников педагогического процесса.
Детский сад – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в детском саду закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Для изучения математики очень важно использовать малые формы фольклора, т.к. он помогает детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом запоминать числа и цифры, решать задачи и примеры и т. д.
Литература: