Дементьева Светлана Александровна
Воспитатель, МДОУ детский сад "Сказка", р.п. Дергачи Саратовская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Дементьева С.А. СОД "Культура земледелия" // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 49998
Совместная образовательная деятельность
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Воспитатель: Дементьева С.А.
1.Возраст детей: 6 лет
2.Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.
3.Тема: «Культура земледелия»
4.Тип деятельности: интегрированный
5.Используемые технологии обучения: дифференцированный подход, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
6.Форма организации обучения: подгрупповая
7.форма обучения: игра
8. Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
9.Цель: формирование бережного, уважительного отношения к результатам земледельческого труда и к труду земледельцев.
10.Задачи:
— формировать дифференцированные представления о социальной значимости труда взрослых, о традиционном труде русских людей (его назначении, орудиях труда, трудовых действиях, востребованности результатов);
— воспитывать интерес к культуре земледелия;
— формировать навыки практического применения полученной информации в речевой, игровой, изобразительной деятельности.
11. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, речевая, двигательная.
12.Методы: наглядный (просмотр презентации, видео ролика), словесный (беседа, обсуждение, вопросы проблемного характера), игровые (герой), практические (лепка овощей).
13. Средства обучения для воспитателя: мультимедийный проектор, Домовёнок Кузя; презентация; фрагмент видео ролика «Вершки и корешки».
14. Средства обучения для детей: карточки к игре «Как наши предки выращивали хлеб»; радужный песок, влажные салфетки, баночки с крупой (пшеница, овес, ячмень, рожь), баранки.
15. Словарная работа: земледелец, плуг, серп, пахали.
16.Предшествующая работа: чтение р.н. сказки «Вершки и корешки», разучивание пословиц о труде земледельцев, о хлебе, беседа о профессиях людей.
17.Предполагаемые результаты:
- знание о социальной значимости труда взрослых;
- умение работать в коллективе и самостоятельно;
- интеллектуальный интерес к профессии земледельца.
ХОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я пришла к вам в гости из другого детского сада. У нас в детском саду живет Домовенок Кузя. Кузя любит спать за печкой и всё самое интересное проспал. Не знает, как выращивают хлеб, как приготовить кашу, а он так любит баранки. Как только услышал, что я иду к вам в гости попросился со мной. Можно он поиграет с нами. Пусть Кузя научится новому и интересному.
- Я вас приглашаю на выставку картин «Профессии взрослых».
- Ребята, назовите профессии людей, которые изображены на картинах. (Парикмахер, пожарный, врач, повар, водитель).
Воспитатель: Ребята, молодцы, много назвали профессий, а что вы знаете о труде земледельцев. Людей, каких профессий можно назвать земледельцами? (тракторист, комбайнер). А что вы знаете о труде земледельцев в старину. А поможет нам лучше узнать о труде земледельцев русская народная сказка «Вершки и корешки». (Видео ролик) Как вы думаете, кто в этой сказке вырастил зерно и репу? Чему она учит? (трудолюбию, терпению) Тяжелый или легкий это труд? Легко ли отдавать то, что вырастил человек своим трудом? (Дети отвечают на вопросы)
Воспитатель: Раньше пища была простая. В полях росли рожь, пшеница. (Слайд)
Из них делали хлеб, который был основным продуктом питания русских людей. Еще росли гречиха, овес, ячмень – из них варили кашу.
Что было главным занятием русских людей?
Дети: Они выращивали хлеб.
Воспитатель. Да, ребята, главным занятием в то время было земледелие. Почему русским земледельцам приходилось много работать?
Дети: Нужно было кормить семью.
Воспитатель. Верно, семьи в старину были большими, по 10-12 человек. Чтобы человек смог прокормить семью, ему приходилось много работать. Давайте вспомним о том, с помощью каких орудий труда русский человек выращивал хлеб, и поиграем в игру.
Игра «Как наши предки выращивали хлеб»
Дети рассматривают карточки с поэтапным изображением выращивания хлеба.
(Пахота, сев, хлеб растёт, жатва, обмолот зерна, на мельнице, хлеб на столе)
Нужно разложить карточки по порядку.
Воспитатель: Для чего нужен был плуг?
Дети: Чтобы пахать землю.
Воспитатель: Для чего вспахивали землю?
Дети: Чтобы земля была мягкой.
Воспитатель. Труд пахаря был очень тяжелым. Раньше не было машин, которые бы помогали людям выращивать хлеб. Если в хозяйстве имелись лошадь или бык, с их помощью распахивали землю. Без лошади людям самим приходилось тащить плуг за собой.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод: «Много людей трудилось, чтобы вырастить и испечь хлеб, поэтому к нему относились очень бережно: доедали все кусочки, крошки собирали и отдавали птицам, животным. Человек, который выбрасывал хлеб как мусор, наказывался, его не любили».
- Ребята, а вы как относитесь к хлебу?
- Какие вы знаете пословицы о тяжелом труде пахаря?
Дети. «Не трудиться, так и хлебу не уродиться»,
«Терпение и труд все перетрут»,
«Что посеешь, то и пожнешь».
Психогимнастика «Колоски»
Воспитатель: Представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю, – присядьте. Лежит зернышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело теплое солнышко, пропел дождь. Зернышко набухло, лопнуло, и показался первый росток – медленно поднимайте руки. Пробил росток землю к потянулся к солнышку. Качается на ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колоски тянутся к солнышку – почувствуйте напряжение в руках. Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски – расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол. Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски – улыбнитесь друг другу. Колосок из зернышка ржи какой? Ржаной. А из зернышка пшеницы какой? Пшеничный.
Воспитатель: Что необходимо для роста и созревания колоска?
Дети: Солнце, дождь и руки человека.
Воспитатель: Русские люди всегда с любовью относились к хлебу. Они придумали много пословиц о нем. Вспомните их, пожалуйста.
Дети: «Нет хлеба, так и нет обеда», «Хлеб – всему голова», «Хлеба ни куска, так и стол – доска», «Без хлеба нет песен», «Хлеб – батюшка, вода – матушка».
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете пословицу «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит»?
Дети отвечают. (Кто не дорожит хлебом, тот не дорожит трудом многих людей, сам не умеет трудиться).
Воспитатель: Ребята, а что еще выращивал мужик в сказке «Вершки и корешки»?
Дети: Репу (слайд)
Воспитатель: Репа небольшая, круглая, желтоватого цвета с плотной темно-зеленой ботвой. Репа, так же как свекла и морковь, относится к овощам, которые накапливают питательные вещества в утолщенном корне. Репа – древнейший овощ. Из репы готовили множество вкусных блюд: варили похлебку; парили в русской печи; пекли пироги с начинкой из репы; готовили репный квас; ели ее с медом.
Почему же репа так полюбилась нашему народу? Потому, что она вкусная и полезная.
Воспитатель: А еще, какие овощи, кроме репы, выращивали русские люди, да и сейчас выращивают? А ответить на мой вопрос вам поможет
Игра «Узнай овощ по описанию»
Воспитатель загадывает загадки с описанием овощей, ответ появляется на слайде.
(морковь, свекла, картофель, помидор, огурец, лук, перец, баклажан и др.).
Пекли, жарили, варили,
А потом все съели
И всегда хвалили (картофель)
Никого не обижает.
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят (лук)
Голова бела, кудрява
Кто любит щи,
Меня в них ищи (капуста)
Воспитатель: Ребята, в какое время года собирают урожай? (осенью). А сейчас какое время года? (Осень) В это время в старину и сейчас, хозяйки заготавливают овощи на зиму. Кто знает, как можно сохранить овощи на зиму (засолить, сделать салаты). А еще можно квасить, например, капусту.
Воспитатель: Нравится вам еда из овощей? Чем полезны овощи?
Дети: Овощи полезные, потому что в них есть витамины.
Воспитатель: Правильно ребята, в овощах находиться много витамин и полезных веществ, нужные для здоровья человека.
- Ребята, я вам приготовила сюрприз, хотите узнать, что в моём сундучке? А здесь волшебный, радужный песок. Как вы думаете, что можно из него слепить?
- Ребята, Домовенок Кузя проспал и не заготовил овощи на зиму, поможем ему?
Подумайте и скажите, какие овощи можно вылепить из радужного песка, чтобы они были похожи на настоящие? (из оранжевого - морковку, из зелёного - огурец, из красного - помидор и др.)
(воспитатель в процессе работы уточняет приемы лепки)
Воспитатель: Кузя сказал, что ему очень понравилось с вами играть и благодарит вас за такие хорошие овощи.
- Ребята, чем мы сегодня занимались?
- В какие игры играли? (играли в игру «Как наши предки выращивали хлеб», «Узнай овощ по описанию», изображали колоски, лепили овощи для Кузи)
- Что нового, вы узнали сегодня?
- О чем вы хотели ещё узнать?
Молодцы, ребята, и мне и Домовёнку Кузе понравилось с вами играть. Кузя для вас тоже приготовил свои любимые баранки. Мне очень понравилось с вами играть.