Квест-технология в дошкольном образовании

Кожина Юлия Владимировна
Кирченко Наталья Петровна

Воспитатель, МБДОУ Д/с№15, г. Камышин Волгоградская область
Воспитатель, МБДОУ Д/с№15, г. Камышин Волгоградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кожина Ю.В., Кирченко Н.П. Квест-технология в дошкольном образовании // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 50470


 

Одна из задач ФГОС ДО - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ активно внедряют в свою работу инновационные технологии, направленные на реализацию государственного стандарта дошкольного образования.

Одной из таких технологий является игровая технология.

Интерес к ней связан с признанием роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.

Среди широко используемых в практике воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест-технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

«Квест-игра» – это командная игра, в которой игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д., что является эффективным средством повышения как двигательной активности, так и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада), так и на улице.

Перед квестами ставят задачи реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

В процессе путешествия дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, воспитываются командный дух, упорство, дружеское отношение друг к другу, т.к. только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.

В квест-играх также присутствует процесс интеграции. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости и позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата. После каждой игры ребёнок анализирует свое место в команде, командные действия, планирует и прогнозирует результат дальнейших игр вместе с педагогом – наставником.

Т.е. квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.

Коллектив нашего детского сада работает по приоритетному направлению «Экологическое воспитание детей дошкольников» и находится в постоянном поиске новых форм мероприятий, которые позволяют расширить представление о природе, а самое главное экологической культуры современного человека. Поэтому в этом учебном году мы использовали новую форму организации педагогической деятельности-квест-игры на экологические темы.

Первую игру-путешествие мы провели с детьми старших групп под названием «В гостях у Осени». Территорией для проведения этой игры были выбраны групповые помещения и участки на территории детского сада

Задачи осеней квест-игры было:

  1. Закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах, злаковых культур, деревьях и кустарниках.
  2. Сформировать познавательную активность детей.
  3. Закрепить правила поведение в природе.
  4. Повысить физическую активность.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.
  6. Умение работать в команде.

Опыт оказался очень удачным, познавательным.

В процессе подготовки к зимнему экологическому квесту к нам присоединились педагоги подготовительных групп, узкие специалисты и сотрудники детского сада, так как в этой игре уделили больше внимание основам безопасности и жизнедеятельности детей. Мы решили расширить территорию проведения зимней квеста-игры, и дети выполняли задания во всех помещениях детского сада: в групповых комнатах, медицинском кабинете, зимнем саду, музыкальном и спортивном залах.

А сейчас мы представляем для вас фото-отчет о проведенной игры. Название игры «По следам Бабы Яги».

Перед данным квестом были поставлены следующие задачи:

  1. Расширить представления детей о зимней жизни природы.
  2. Формировать познавательную активность воспитанников.
  3. Привлечь детей к бережному отношению к зимующим животным и птицам к охране и защите природы.
  4. Повысить физическую активность дошкольников при помощи многофункциональности ледяных скульптур.
  5. Закрепить правила о безопасном поведении зимой.

В групповой комнате ребят встретил Снеговик, который рассказал о своей проблеме и попросил ребят пропавшие снежки. И как полагается ребята ознакомились с картой-путешествием (фото).

Первое задание дети выполняли в медицинском кабинете(фото), где отвечали на вопросы старшей медицинской сестры, проводили опыты со снегом, выясняли причины зимних заболеваний. Первые снежки ребята получили.

Далее дети определили по карте следующий пункт: «Зимний сад» (фото). Заданием было разделить виды птиц на зимующих и перелетных, была проведены игры на развитие логики, мышления и внимания «Кормушки», «Найди отличия» .За правильное выполнения всех заданий дети вновь получили снежки.

Следующим пунктом пребывания детей стал музыкальный зал(фото), где музыкальный работник в образе - Зимы провела с ребятами психогимнастику «Зайчики» и где дети поучаствовали в театрализации «Ветер и снежинки». Зимушка наградила всех снежками.

 Потом ребята попали в спортивный зал (фото), где их встретил Ваня Затейкин. Поиграв с Ваней, ребята со Снеговиком сделали вывод о его неправильном поведении в играх в зимнее время года (фото) и дали нужные советы, которые помогут соблюдать правила поведения на улице зимой. За оказанную помощь, Ваня вручил детям последние снежки. Итогом всей квест-игры стала веселая и задорная игра «Снежки» (фото). Усложнив ряд заданий квест был проведен и с детьми подготовительной к школе группы.

Сейчас мы разрабатываем весенний квест, который планируем провести как в помещение детского сада, так и на участках и активно к нему привлечь родителей.