Филичева Любовь Леонидовна
Воспитатель, МБДОУ " Детский сад №45" Аленький цветочек, г. Заволжье Нижегородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Филичева Л.Л. Хохломской узор на миске: конспект ОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие (рисование) // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 49515
Задачи: Способствовать формированию умения составлять хохломской узор из ветки с ягодами, листьев, завитков, «травки». Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Содействовать формированию умения располагать плавно изгибающуюся ветку вдоль изделия. Обеспечить закрепление умения рисовать узор в определённой последовательности
(кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»). Способствовать развитию у детей умения сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи
(красный, чёрный, «золотой» (охра). Содействовать воспитанию у детей любви к прекрасному, к искусству хохломской росписи.
Материал: Миска с хохломским узором, образец миски, украшенный узором. У детей миски «золотого» цвета, вырезанные из бумаги, гуашь зелёная, красная, чёрная, мягкие кисточки, предметы с хохломскими узорами, палитры.
Предварительная работа: Беседа о хохломской росписи, рассматривание предметов, украшенных этой росписью, знакомство с элементами хохломской росписи (ветка, ягоды, листок (простой и сложный), завиток, «травка» и т.д.)
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание как красиво украшена наша группа? (Ответы детей). Что её так украсило?
Дети: Рисунки, красивая посуда.
Воспитатель: Да, мы словно попали на выставку. Какая красивая посуда! Вся она сделана из дерев и расписана.
Ребята, а кто мне подскажет, как называется эта роспись?
Дети: Хохломская.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как постарались мастера!
Какая красивая посуда! А вы хотите тоже стать мастерами?
(Ответы детей).
Воспитатель: Тогда сегодня я буду старшим мастером, а вы подмастерьями, наша группа- мастерской по хохломской росписи. Хохломские мастера сегодня будут украшать узором низкую миску.
(Показ миски и рисунка –образца).
Ребята, обратите внимание, что внизу и вверху на изделии нарисованы прямые полоски. Это кайма. Скажите мне, пожалуйста, из чего состоит узор на миске?
Дети: Из ветки с ягодами, листьями, завитков и травки.
Воспитатель: Артём, выйди, пожалуйста, к доске и проведи указкой вдоль веточки. Какая ветка?
Серёжа: Изогнутая.
Воспитатель: Правильно, ветка изогнутая. Как расположены на ветке ягоды и листики?
Дети: По три рядом.
Воспитатель: А где расположены завитки и травка?
Дети: Между ягодами и листиками.
Воспитатель: Какие цвета используют мастера для узора?
Дети: Красный, зелёный, чёрный.
Воспитатель: Правильно, молодцы! (Обращаю внимание на образец миски, расписанной хохломским узором).
Ребята, подскажите, в каком порядке следует рисовать элементы узора?
(Ответы детей).
Вверху и внизу изделия рисуют кайму. Затем вдоль миски изогнутую ветку, на ней изображают ягоды и листья (по три), затем, на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку (узор должен получиться густым и занять много места на изделии).
Ну, а теперь мои подмастерья приступим к росписи наших мисочек. Подскажите, с чего начнём рисовать?
Дети: С изогнутой линии (веточки).
Воспитатель: Как мы будем рисовать волнистую линию, завитки и травку?
Дети: Плавным движением и концом кисточки.
Роспись мисок.
Итог ОД:
Воспитатель: Вот так подмастерья! Как красиво расписали узором мисочки!
(выставка детских работ).
- Чем мы украшали наши миски?
Дети: Хохломским узором: веточкой с листьями, ягодами, листьями-завитками и травкой.
Воспитатель: Какая миска получилась как настоящая?
(Ответы детей).