Организация природоохранной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Криволап Ирина Алексеевна

Старший воспитатель,  МДОУ "Шахтерский ясли-сад №4", Шахтерск, ДНР

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Криволап И.А. Организация природоохранной работы с детьми старшего дошкольного возраста // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 48785


 

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей формируются определенные трудовые навыки. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней, проявлять добрые дела и поступки, когда это необходимо, а этому способствуют знания детей о том, как ухаживать за растениями и животными, как создать им условия для благоприятного роста и развития. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

 Время года: осень

В начале сезона нужно с детьми осмотреть участок, наметить фронт работ: сбор урожая на огороде, сбор семян в цветнике, работа с фруктовыми деревьями, кустарниками (подзимнее обкапывание деревьев), подготовка кормушек для птиц. Знакомство с подзимними посевами (в октябре посадка под зиму семян укропа, петрушки). Укрывание грядок листьями, смешанными с землей.

Время года: зима

В начале зимы проводится трудовая деятельность по оформлению снежных валов около кустарников, деревьев, цветников. Необходимо совместно с детьми провести исследования по определению защитных свойств снега.

Опыт «Защитные свойства снега». Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег и зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.

Вывод: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

После снегопадов дети освобождают деревья от снега, стряхивают снег с веток деревьев.

Зимняя подкормка птиц может спасти много птичьих жизней, поэтому привлечение детей к этому виду трудовой деятельности является очень сильным воспитательным фактором. Кормушки можно вешать в детском саду, в лесу, в парке, на подоконнике – главное, чтобы кормушки пополнялись кормом регулярно, хотя бы 1 раз в день.

Время года: весна

В начале весны вместе с детьми нужно осмотреть участок, огород, цветник, определить фронт работ. Провести обработку кустарников: рыхление, подкормка, обрезка, обработка от вредителей. В мае разбить огород: подготовить почву, сформировать грядки, посадить растения (листовые – салат, капусту, корнеплоды – редис, морковь, свеклу и др., плодовые – огурцы, кабачки, тыкву, помидоры, бобовые – горох, бобы, фасоль) и начать ухаживать за ними. На участке старших групп можно выращивать овощи, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению.

Обустройство огорода: независимо от площади и места расположения огорода гряды делают установленного размера (длина – 2,5-3 м, ширина – 70-80 см, междурядья – 50-60 см). Высота зависит от влажности и структуры почвы: на ровной поверхности с легкой и рыхлой почвой – 15-20 см, на низких и сырых местах – 40-50 см. Поверхность гряд выравнивают граблями, делают их слегка корытообразными (невыпуклыми), чтобы при поливе вода не стекала с гряд. Борта легонько прихлопывают тыльной стороной граблей, чтобы они стали немного наклонными, тогда почва не будет осыпаться.

Необходимо иметь достаточное количество лопат, грабель, леек, ведер, чтобы одновременно могло принимать участие в работе как можно больше детей. Очень важно, чтобы оборудование соответствовало силам и росту детей, было удобным и имело привлекательный внешний вид.

Во второй половине мая и до поздней осени на плодовых деревьях размещают ловчие пояса от вредителей. Ловчий пояс – это ловушка, которая широко используется для механической борьбы с садовыми вредителями. Обычно она выглядит как полоска шириной 20-25 см, изготовленная из картона, бумаги, ветоши, соломы, полиэтиленовой пленки, мешковины или резины. Ловчие пояса эффективны против вредителей плодовых деревьев: гусеницы, тли, долгоносиков, белокрылок.

Время года: лето

Летом дети большую часть времени проводят на природе, посещают парки, водоемы. В ходе экскурсии в ближайшую лесополосу можно взять с собой красную ленточку. Обнаружили муравейник - нужно пометить его, обвязав ленточкой. Если есть родничок, старшие дошкольники могут помочь воспитателю очистить его от грязи. Интересно детям поучаствовать в подкормке мальков рыб. Для этого от водоема на расстоянии 2 метров выкапывается не глубокая лунка. Из водоема наполняется водой, травой, растительными остатками. Таким образом создается обстановка для роста микроорганизмов. В такой лунке появляются дафнии, мотыли, циклопы. На повторной экскурсии нужно сделать «выход» из лунки в пруд.

Систематическая коллективная работа по охране природы объединяет ребят, воспитывает в них трудолюбие, настойчивость в достижении цели, ответственность за порученное дело, доставляет удовольствие и радость.

 

Литература:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. № 3. С. 23.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв. ред.). М.: Сфера, 2001.
  3. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль.: Академия развития, 1996.
  4. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. М., 2006.
  5. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Москва, Сфера, 2006.
  6. Как знакомить дошкольников с природой /под ред. П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1978.
  7. Лучич М.В. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1973.
  8. Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  9. Шишкина В.А. Прогулки в природу: учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. М.: Просвещение, 2002.