Организация учебного диалога как средство формирования речевой деятельности младших школьников

Никишкина Лариса Николаевна

Учитель начальных классов, МОУ СОШ №5, г. Саранск 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Никишкина Л. Н. Организация учебного диалога как средство формирования речевой деятельности младших школьников // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 46655


Каждый год образование предъявляет к учителю и обучающемуся новые требования, которые ему диктует время. Обществу нужен новый человек, умеющий самостоятельно мыслить и принимать ответственные решения. Нужен человек, умеющий грамотно излагать свою точку зрения, «...осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, умеющий выслушать другого, бесконфликтный, но со своими принципами».

В настоящее время, происходящие в нашей стране глобальные преобразования, коснувшиеся всех областей общественной жизни, наряду с положительными изменениями привели и к существенному росту негативных явлений, самыми беззащитными и неподготовленными к которым оказались дети. Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». И в то же время быстро увеличивается число детей с неблагоприятными тенденциями в развитии:

  • снижение желания активно действовать
  • снижение уровня детской любознательности и воображения
  • высокий уровень агрессивности
  • обостренная реакция на отношение окружающих,
  • обеднение и ограничение общения детей со сверстниками
  • рост явлений одиночества, отвержения,
  • низкий уровень коммуникативной компетентности,
  • уменьшение объема рабочей памяти,
  • обеднение и замедление речи

Поэтому сегодня актуальными являются использование на уроке технологии учебного диалога, которая предполагает полноценное освоение одного из видов функциональной грамотности ученика  - языковой.

Диалог - это, по своей сути, полигон для упражнения стимулирования речевой активности и самостоятельности суждений детей. Эта технология  построена на принципах самостоятельного открытия детьми научного знания; именно в ней  дети приобретают способность к рефлексии своей деятельности. Как показывает опыт, учебный диалог способствует развитию навыков толерантного поведения и усвоения законов общения, позволяет на деле осуществить личностно ориентированный подход к обучению.

С чего начинается высказывание ученика на уроке? Любая деятельность, в том числе речевая, начинается с мотива (если говорить незачем, человек молчит). Мой опыт позволяет утверждать, что каждый школьный возраст требует своей палитры средств и методов моделирования диалогического взаимодействия. С младшими школьниками акцент делается на желание ребёнка быть хорошим, лучшим. Поэтому важно строить линию дискуссии как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия важной тайны, коллективной игры.

Создавать условия для мотивации учащихся к созданию индивидуального речевого высказывания на уроке можно с помощью преобразования тренировочных упражнений в творческие. Достигается это постановкой учителем дополнительных заданий, ориентирующих учащихся на поиск; вариативностью выполнения задания, преобразованием вопроса (условия) задания на равносильные. Так же приёмом введения в дискуссию являются демонстрация отрывка из кинофильма или мультфильма; использование магнитофонных записей; инсценировкой, ролевым разыгрыванием какого-либо эпизода; постановкой стимулирующих вопросов – особенно вопросы типа «что?», «как?», «почему?», несогласия с позицией учителя («Я с вами не согласен, потому что…»), реплик учащихся («А я думал, что такого не бывает!»). Разумеется, беседы по учебному материалу также необходимы, так как учат детей подбирать аргументы, используя уже имеющиеся знания о явлениях действительности, формулировать гипотезы.

Предлагаемые задания подталкивают учащихся к созданию индивидуального речевого высказывания.

Младшие школьники, естественно, не сразу готовы вести учебный диалог, участвовать в нем. Продуктивное взаимодействие на первых порах инициирует учитель. Поэтому моя задача, с первых уроков, позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать свои вопросы, приводить конкретные доказательства. В этом случае учебная дискуссия  приобретает  характер познавательного (научного) спора, который всегда вызывает повышенный интерес к проблеме, желание глубже в ней разобраться.

Над этой проблемой я работаю несколько лет. Вместе с детьми мы поэтапно изучаем особенности ведения учебного диалога. Обучение учащихся ведению учебного диалога включает три этапа:

Первый этап (этап предварительной подготовки к диалогу) обучение учащихся постановке вопросов. Это самый долгосрочный этап, требующий  от учителя систематической и целенаправленной работы.

«Ученик, задающий вопрос, - это не начало, а скорее конечный пункт обучения». И это явление «вырастить надо». На этом этапе, считаю важным уделять большое внимание тому, как научить детей формулировать вопросительные предложения (Почему…? Для чего…? Как поняли мою мысль? Что не понятно?  Почему со мной не согласны?).

Второй этап (этап проведения учебного диалога) Обучение учащихся работе в парах. Предполагает развитие умений младших школьников слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В каждом классе работа на данном этапе включает в себя необходимую последовательность приемов.

Третий этап (этап подведения итогов) Общий итог – это не столько конец размышления над данной проблемой, сколько ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы. Итог обычно проводится в форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов в творческой форме: создание плаката или выпуск стенгазеты, стихотворение, кластер. Интерес вызывает у участников заполнение таблицы, так как они сами дают качественную характеристику своей деятельности. Анализ и оценка дискуссии повышают ее педагогическую ценность и развивают коммуникативные навыки учащихся.

С учётом проб и ошибок, я пришла к выводу, что для того чтобы успешно внедрить в урок технологию учебного диалога важно не только использовать приёмы и методы мотивации, правила ведения дискуссии, но так же необходимо:

  • учитывать индивидуальные особенности детей – уровень их активности, умение участвовать в коллективном разговоре, стеснительность, застенчивость,
  • обращать внимание на настроение участников учебного диалога, не заставлять ребёнка проявлять активность, если его эмоциональное самочувствие отличается обычного,
  • отказаться от оценки каждого высказывания ученика – это разрушает течение диалога, потому что лишает других учеников права отреагировать на точку зрения одноклассника.

Свои оценочные высказывания учителю стоит приберечь до логического конца диалога. Нужно обратить внимание главным образом на удачи детей, проявление ими активности, инициативы, предоставлять каждому учащемуся право на ошибку. При этом обязательно подчеркнуть, что высказанные разные точки зрения (и правильные и не правильные) помогли всем прийти к верным обоснованным выводам. Два-три случая неуважительного отношения – и в классе появляется маленький «молчун», который никогда не научится говорить публично с соблюдением толерантности в споре, с использованием формул вежливости, в результате появляется ситуация, о которой писал еще В.В. Маяковский: «улица корчится безъязыкая, ей нечем петь и разговаривать».

Учебный диалог реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.

Данная технология является:

  • результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной для развития интеллекта и творческих способностей младших школьников, развивающей универсальные учебные действия;
  • здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации.

Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит в прошлое «школа объяснения знаний». Все активнее набирает силу «школа развития». «Пусть в школе будущего не будет мертвой тишины на уроках. Каждый ученик может высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение?»

 

Список литературы:

  1. Коротаева Е. В. Учебный диалог: технология или искусство? // Русский язык в школе. 2008. №4. С. 22-26.
  2. Песняева Н.А. Возможности учебного диалога для формирования универсальных учебных действий младших школьников: учеб. метод. пос. М., 2011.
  3. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? М.: Рига, 2000
  4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. Томск: Пеленг, 1993. 168 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.). [Электронный ресурс]. URL: http://www. http://минобрнауки.рф.