Педагогический совет в ДОУ: "Изобразительное искусство родного края, как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у детей

Сурова Виктория Анатольевна

Старший воспитатель, МБДОУ Д/с № 48, Камышин, Волгоградской области

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сурова В.А. Педагогический совет в ДОУ: "Изобразительное искусство родного края, как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у детей" // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 46603


 

Цель: Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по патриотическому воспитанию в условиях модернизации системы образования.

Систематизировать знания педагогов по программе «Воспитание маленького волжанина» Евдокимовой.

 

Ход педсовета:

Звучит тихо русская народная музыка.

Ведущий: «Просим в избу, красному гостю- красное место, милости просим, а хлеб-соль-по-старому. За хлебом и солью всякая шутка хороша. Где потешнее, там и веселее.

Все участники разбиваются на 2 команды (жеребьевка), выбирают названия, приветствуют друг друга в фольклорной форме

 

Вступление: Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию:

это любовь к малой Родины – родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

Давайте их вспомним:___________________________________

Задачи патриотического воспитания

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
  2. Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  3. Воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
  4. Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  5. Расширение представлений о родной стране, её столице, городах;
  6. Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  7. Ознакомление с историческим прошлым России;
  8. Развитие элементарных знаний о правах человека;
  9. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  10. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  11. Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Опираясь на эти задачи планирование работы по патриотическому воспитанию разделяется на блоки. Один из таких блоков - «Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство)

Сегодня все чаще взрослые замечают в детях проявление озлобленности, грубости и эгоизма. Недоумевая, от чего так происходит, родители и педагоги ссылаются на «такое время», «общество», на то, что телевидение и Интернет губят подрастающее поколение. Однако жизненный опыт детей слишком мал, чтобы отличить добро от зла, нравственный поступок от безнравственного, избежать опасности и сделать правильный выбор. И кому, как не взрослым и близким ребенку людям, необходимо с раннего детства заниматься приобщением детей к культуре, морали и доброму слову, питать духовно, помогая формировать нравственные ориентиры добра, истины и любви.

Старший воспитатель: Сегодня мы будем говорить о нашей Великой русской культуре и влиянии её на детей.

  1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета.
  2. Итоги тематической проверки «Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни».
  3. Педагогический тренинг.

А) Задачи патриотического воспитания

Б) Программа «Князева М.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

  1. Деловая игра.
  • Разминка «Пословица неспроста молвится»

А) Назвать пословицы, в которых есть число 7.

Б)Узнай по иллюстрации потешку, сказку, былину.

В)Игровое упражнение «Знаете ли Вы?»

  • Знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками.

А) «Человек без Родины- что соловей без песни»

-Святки;

-Масленица;

-Вербное воскресенье;

-Пасха;

-Троица

Б) Разгадывание кроссвордов.

В) Развитие интереса к музыке через знакомство с народными музыкальными произведениями.

Г) Изготовление шумелки.

Д)Исполнение частушки

  • Использование фольклора в развитии двигательной активности детей.

А) Знаете ли вы русские народные игры.

Б) Проведение русской народной игры со всеми участниками.

  • «Ветры горы разрушают, слова народы поднимают»

старинные русские слова, пословицы, приметы

  1. Подведение итогов.
  2. Решение педсовета. 

1.Разминка: «Пословица неспроста молвится»

А) Назвать пословицы, в которых есть число 7.

Беда семь бед приводит. Лук от семи недуг. Семь пятниц на неделе. Один пашет, семеро с ложкой. Семеро одного не ждут.

Б) Узнай по иллюстрации потешку, сказку, былину.

В) Игровое упражнение «Знаете ли Вы?»

Объясните:

* Без печи- хата не хата (с печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Печка наделялась волшебными свойствами, а образ её стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и брата от злых гусей- лебедей, везёт Емелю к царю и т.д.

* Умей в гости звать, умей и угощать (русский народ всегда славился гостеприимством, всех гостей сажали в левый угол от печки, назывался он красным, т.е. красивый

* Баня правит, баня всё исправит (баня снимала все недомогания, помогала от хворей- простуды, ревматизма и просто усталости, парились дубовыми или берёзовыми вениками)

* Меньше пить – дольше жить (пьянство издавна считалось большим пороком)

* Корова на дворе – харч на столе (животноводство давало крестьянину продукты питания, а лошадь была помощником в поле и средством передвижения)

  1. Знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками.

А) «Человек без Родины- что соловей без песни»

Педагоги рассказывают о праздниках русского народа, которые всегда были связаны с явлениями природы, временами года, растительным и животным миром.

Старший воспитатель: Назовите русские народные обрядовые праздники, которые вы знаете.

ОТВЕТ:• праздник урожая ;• Святки ;• Рождество ;• Масленица ;• Пасха ;• Троица:• праздник Ивана Купалы ;• Вербное воскресенье

 

Старший воспитатель: Что Вы знаете о зимних святках?

ОТВЕТ(тезисно) _____________: святки, святые вечера, так называются на Руси, да и не только на Руси, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обыкновенно пятым января следующего года:

На Святках мы встречаем странную смесь обычаев из языческих обрядов, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.

Коляда собственно канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня или Таусеня. Считают две коляды: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения.

 

Старший воспитатель: Какие обряды и обычаи Масленицы Вам знакомы?

ОТВЕТ (тезисно):_________________ масленичное пиршество можно разделить на три части:• встреча Масленицы - понедельник ;• разгул, или широкая Масленица - четверг;• прощанье - воскресенье.

 

Главную роль в русской масленице играют блины, которые хозяйками пекутся всю неделю, на блины зовут гостей и повсюду угощают блинами. Профессор Снегирев считает, что блины даже древнее хлеба.

Масленицу (чучело) возили по улицам. В последнее воскресенье недели с песнями и хороводами, взяв из каждого двора по снопу соломы, масленицу сжигали в селении или за селением.

В программу празднования масленичной недели обязательно входило взятие снежного городка. Город "брали" на последний, прощенный день масленицы. Крепость строилась на льду реки или озера.

 

Вербное воскресенье (сообщение педагогов)________________

Пасха (сообщение педагогов)____________________

Троица (сообщение педагогов)_________________

 

Б) Разгадывание кроссвордов.

 

По горизонтали:

4. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Поговорка).

6. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом – моралью. (Басня).

7. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях. (Былина).

8. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического приключенческого или бытового характера. (Сказка).

9. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему. (Анекдот).

 

По вертикали:

1. Устное народное творчество, «народная мудрость» (Фольклор).

2. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения. (Песня).

3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Загадка).

5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом. (Частушка).

 

В) Выступление муз.работника: «Развитие интереса к музыке через знакомство с народными музыкальными произведениями»

Музыкальные руководители рассказывают педагогам об особенностях русской народной песни, русских музыкальных инструментах. Особое внимание обращает на детские народные песни, которые чрезвычайно разнообразны по своему содержанию и композиции.

Танцы

  1. Из представленных названий танцев уберите нерусский танец: Ланце, барыня, трепак, мазурка (пол.); Падеграс, крыжачок (белорус.), перепляс, кадриль; Казачок, метелица, падекатр, рученица (болг.).
  2. Определите русский танец: Мазурка (пол.), юрочка (белорус.), полька (чешс.), венгерка (рус.).

Г) Изготовление шумелки.

Д) Исполнение частушки

Некоторые музыкальные инструменты можно сделать своими руками, такие как жужжалки, фурчалка, свистульки, а можно изготовить имитацию русских народных инструментов для игры детьми в группе. Для изготовления инструментов вам понадобится то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

«Фурчалка»

Описание: Через две дырочки в каком-нибудь предмете, например, в пуговице или фанерной плашке продевается прочная нитка, завязывается узелок.

Для запуска игрушки необходимо надеть на указательные пальцы рук веревочку так, чтобы пуговица (или плашка) оказалась посередине. Вращательными движениями закручивают веревку в одну сторону, затем начинают ее то натягивать, то отпускать. Пуговица (или плашка) начинают издавать звуки. Звуки могут быть разные.

«Гусли»

Гусли изготавливаются из любой коробки, на крышке вырезается круг – для лучшего резонирования инструмента. Натянутые струны сделаны из резинок. Два спичечных коробка склеиваются и поставляются под струны рядом с вырезанным кругом для того, чтобы инструмент лучше резонировал.

«Колотушка»

В бутылочке из – под жидкого мыла делается вдоль надрез и на нитках подвешиваются деревянные пуговицы, нитки закрепляются.

«Звонарики»

Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.

Трещотка «Гармошка».

Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет.

 

4. Использование фольклора в развитии двигательной активности детей.

Руководители физического воспитания не только рассказывают, каким образом можно использовать на занятиях потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски, но и знакомят педагогов с русскими народными играми.

А) Знаете ли вы русские народные игры.

Физинструуктор: - Что это: посигутки, ляпка, шлепанки, кулючки? (русские народные игры.)

В народном календаре мы читаем: «В этот день молодежь водила хороводы, пела песни, частушки играла».

А в какие дни играли в следующие игры:

«Змейка» - играли в Троицу – хороводная игра вокруг деревьев.

«Вьюнец» - играли в субботу пасхальной недели – искали дом по описанию, шли в него просить крашеные яйца.

«Облупа» - играли в Петров день 12 июля – неженатые парни уходили в кусты, покрывали лицо платком, а девки должны были угадать парней – парни выходили на «облупу» - опознание.

«Сковорода» - играли в масленицу – тянули канат в круг, где нарисованы блины, оладьи.

«Сторожок» - играли в день Ивана Купалы – прыгали через стожок, кто не перепрыгивал, того усаживали в стог.

В завершении выступления педагоги играют в русские народные игры,

 

Б) Проведение русской народной игры со всеми участниками.

 

5. «Ветры горы разрушают, слова народы поднимают»

В русском фольклоре часто встречаются старинные русские слова.

А) А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?

Кружлявый:

- прыщавый;

-кудрявый;

-веснушчатый.

Уварахтаться:

-испачкаться;

-укутаться;

-заблудиться.

Остолопиться:

-сердиться;

-упрямиться;

-растеряться;

Елдаечки:

-пшеничные лепешки;

-старинные женские украшения;

-качели.

 

Б) Правильно и быстро проговорить скороговорку:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Съел Валерик вареники, а Валюшка –ватрушку.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха!

 

Заключение

Пришла пора расстаться. Сегодня мы с вами узнали что-то новое, к сожалению, забытое старое, старинное, вечное. Один мудрый человек сказал: « Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть, уйти в небытие?

 

Проект решения педсовета.

  1. Признать работу коллектива по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры- удовлетворительной.
  2. Во всех возрастных группах продолжать внедрять и обобщать программу « По приобщению детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой.
  3. Пополнить соответствующие разделы минипедкабинета кабинета описаниями народных игр, конспектами занятий, досугов, викторин, посвященных народному творчеству.
  4. В каждой группе оформить альбомы:
  5. альбом - «Как жили славяне» ( литература: Н.Г. Зеленова. Л.У.Осипова «Мы живём в России» стр 26)
  6. альбом - «Чудо- богатыри земли русской » (Алёша Попович; Добры́ня Ники́тич; Илья́ Му́ромец)

 

Список литературы.

  1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  2. Бударина Т.А., Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством.
  3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…
  4. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду
  5. Зеленова Н.Г., Л.У. Осипова. Мы живём в России.
  6. Евдокимова Е.С. Воспитание маленького волжанина.