Современные требования к процессу личностно-профессионального становления педагога ДОО в стратегии педагогического образования

Шишалова Людмила Ивановна
Ваничкина Любовь Ивановна

Педагог-психолог, МДОУ "Шахтерский ясли-сад №14", г. Шахтерск, ДНР
Заведующий, МДОУ "Шахтерский ясли-сад №14", г. Шахтерск, ДНР

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шишалова Л.И., Ваничкина Л.И. Современные требования к процессу личностно-профессионального становления педагога ДОО в стратегии педагогического образования // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 47656


Аннотация. В статье рассматриваются требования к процессу профессионального и личностного становления современного педагога в условиях реформирования образования. Представлены формы и методы развития профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в стратегии педагогического образования.

Ключевые слова. Психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная компетентность, педагогическая техника, личностные качества, личностно - профессиональное развитие педагога.

Во всех сферах функционирования общества в Донецкой Народной Республике происходят глубокие и многоплановые преобразования, изменяются особые требования к системе дошкольного образования.

Республиканский Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования в Донецкой Народной Республике, предъявляет особые требования к условиям реализации Программы «От рождения до школы», к психолого-педагогическим, кадровым, материально - техническим условиям реализации Программы [3].

Актуальными вопросами введения ГОС ДО считаются кадровые вопросы, «поскольку переход на новые образовательные стандарты требует, прежде всего, качественной подготовки педагогов, что, в свою очередь, позволит объединить фундаментальность базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к решению конкретных образовательных проблем» [3]. Реализация современной образовательной политики невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие гражданские позиции в обществе.

Цель статьи - выяснить, как должна измениться профессионально-педагогическая деятельность педагога в условиях реформирования образования и познакомить с опытом работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионально-личностного становления современного педагога.

К главным участникам процесса образования, педагогам, предъявляются высокие требования, в целях обеспечения нового качества образования, отвечающего современному времени, их способности принимать самостоятельные ответственные решения в условиях быстро меняющегося мира. Это объясняется новым пониманием цели и результата образования, прописанным в нормативных правовых документах ДНР.

Достижение нового качества образования в ДНР соответствует основным факторам развития общества, в том числе становление нового типа педагога как активной, самостоятельной и ответственной личности.

В настоящее время возрос психологический интерес к личности педагога дошкольной образовательной организации, к вопросам повышения эффективности и качества педагогической деятельности, к изучению процесса становления воспитателя-профессионала как связующему звену между поколениями, носителю общественно-исторического опыта. Развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса выступает целью образования, профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала. Педагогу необходимо четкое представление о механизмах, направлениях, формах профессиональной деятельности, которые он может использовать для решения образовательных задач, постоянное профессиональное развитие на протяжении всей педагогической карьеры, «быть вечным студентом».

Основные личностные качества педагога:

-       Профессиональная подготовка

-       Добросовестное выполнение обязанностей

-       Самостоятельность, выдержка, стрессоустойчивость, самокритичность

-       Преимущественно положительный настрой на деятельность

-       Способность к воображению, умение фантазировать

-       Адекватность самооценки и уровня притязаний

-       Способность к сопереживанию

-       Целенаправленность

Уникальную, своеобразную личность педагога отличают качества, как: выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию. Знание фактов, закономерностей личностно-профессионального развития, помогут самому педагогу активно включиться в процесс диагностики и коррекции становления своей личности в профессии. Все это нашло свое выражение в работах ряда отечественных педагогов (Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др.).

Инициатором процесса обновления образовательных потребностей педагогов выступает, как правило, администрация МДОУ, педагог-психолог, старший воспитатель. Поэтому задача управленческой деятельности администрации дошкольной образовательной организации не только формировать и развивать положительное мнение педагогов МДОУ о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я-профессионал».

Согласно требованиям нормативных документов МДОУ, современный педагог в ДНР должен выполнять не только воспитательные и образовательные функции, но и исследовательскую, мониторинговую, диагностическую, методическую, организационно-подготовительную, физкультурно-оздоровительную и другие функции.

Педагог должен иметь: профессиональные знания, умения и навыки, так называемая профессиональная компетентность, общекультурное развитие, личностную позицию, т.е. мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности.

Движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании. Важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога ДОУ овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

Педагог должен быть не только профессионалом, но и чутким человеком, обладать высокоморальными принципами. Чтобы воспитывать детей, прививать им морально-этические нормы, патриотизм, гражданственность, необходимо самому иметь качества, которые педагог стремится культивировать в воспитанниках.

Таким образом, в современных условиях развития образования в ДНР важно понять, как должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно педагог является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия изменения в жизни общества невозможны. Глава ДНР А.В. Захарченко говорит о том, что высокое качество образования обеспечивает высокое качество жизни.

Педагогическое общение и личностные качества воспитателя – составляющие педагогической деятельности, которые тесно связаны со способом осуществления педагогической деятельности, системой отношений (педагогическим общением), творческим началом педагога. Эти направления выделяются для разработки в психолого-педагогической науке критериев личностно-профессионального развития педагога.

Что же включает в себя профессионально — личностное развитие педагога, какие качества важно совершенствовать в себе педагогу? Мы считаем, что этими качествами должны быть:

  1. Профессионализм, уверенность в себе, в своих знаниях
  2. Самообладание, контроль своего настроения и эмоций
  3. Всесторонняя эрудиция
  4. Развитый творческий потенциал, творческий подход к профессии
  5. Самое главное условие профессионально-личностного развития педагога – искренняя любовь к детям, желание их понимать, помощь детям в становлении настоящими людьми.

Эффективное владение системой образовательных умений и навыков (педагогическая компетентность) позволяет педагогам осуществлять учебно-

воспитательную деятельность на профессиональном уровне и, в совокупности профессиональных умений, позволяет овладеть педагогической

техникой.

Показателями овладения педагогической техникой педагогами являются:

  1. Управление эмоциями, настроением, мимикой, пантомимикой, умение снимать психическое напряжение
  2. Социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение)
  3. Техника речи педагога (дикция, темп речи)

Одним из этапов профессионального роста педагога есть педагогическое мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

        Под термином «педагогическое мастерство» понимается доведённая до высокой степени совершенства образовательная компетентность, отражающая применение методов и приёмов психолого-педагогической теории на практике, обеспечение высокой эффективности учебно-воспитательного процесса, комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие [5].

А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть» [6].

В условиях модернизации образования указанные положения о педагогическом мастерстве как важнейшем профессиональном качестве личности, являются актуальными, т.к. в их основе лежат общечеловеческие и духовные принципы.

К педагогу, осваивающему новые педагогические технологии, предъявляются и психологические требования, такие как: вариативность мышления, эмпатия, толерантность, коммуникативные качества, рефлексия, способность к сотрудничеству. Данные качества способствуют повышению уровня готовности педагога к инновациям, к овладению новыми педагогическими технологиями.

На этапе высокого профессионального уровня своей деятельности педагог продуцирует и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания. В данном случае мы говорим о педагогическом творчестве педагога, о педагоге-новаторе.

Владеющий современными педагогическими технологиями педагог, проявляет гибкость при использовании методов и средств обучения, модифицирует свои профессиональные действия, и способен разрабатывать собственную авторскую педагогическую технологию. Поэтому одним из важнейших показателей личностного развития педагога является готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности.

Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, также одна из форм деятельности, способствующая личностному и профессиональному росту педагога. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль, умение изучить себя, оценить свои возможности. В результате непрерывного повышения профессиональной компетентности, у педагога появляется уверенность в себе и своих возможностях, устойчивая мотивация к непрерывному образованию и самосовершенствованию.

Профессиональное развитие педагога также выражается в мотивации деятельности, удовлетворённости трудом, потребности признания социальной значимости его деятельности. Активность педагога влияет на его жизненные позиции и жизненную линию в целом.

Повышение психолого-педагогической компетентности педагога рассматриваем в тесной связи с развитием его личностных качеств.

Таким образом, под личностно - профессиональным развитием педагога мы понимаем активное преобразование педагогом своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности [10].

Для максимального и эффективного личностно-профессионального развития педагогов Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Шахтёрский ясли-сад №14» мы накопили опыт в формировании профессионально-личностной компетентности педагога. Выстраиваем психолого - педагогическое сопровождение деятельности педагогов (воспитателей) с ориентацией на творческую деятельность, неповторимость личности, используем дифференцированный, индивидуально-творческий подход к каждому педагогу.

 В системе профессиональной компетентности личность педагога ставим на первое место, учитывая критерии личностно-профессионального развития педагога: уровень его личностного развития, осознание ответственности за свой выбор; способность к рефлексии; развитый творческий потенциал; личностные качества; стрессоустойчивость; гражданственность и общественно-политическая, правовая грамотность. Особое внимание уделяем социально-психологическому развитию педагогов, его социализации, умению работать в команде, быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности, учитывая, что структура и качества личности современного педагога многогранна и разносторонняя.

Считаем, что индивидуальность и профессионализм - две неразделимые стороны личности педагога, важные для успешной деятельности.

В формах и методах работы с педагогами используем приемы мотивации педагогов на профессиональное совершенствование, развитие активности, инициативы и творчества, программы изменения своей личности. Изменение личности происходит не в деятельности вообще, а в профессиональном пространстве, в процессе выполнения конкретных задач, и во взаимодействии с объектами деятельности, достижения определенных целей.

Система переподготовки педагогических работников учреждений образования обеспечивает непрерывное образование, но каждый педагог имеет возможность самостоятельно поддерживать свой профессиональный и карьерный рост и личное развитие [3].

Курсы повышения квалификации, согласно Положению об аттестации педагогических работников, педагоги МДОУ проходят 1 раз в 5 лет. Примечательно, что в последние несколько лет педагоги самостоятельно определяются с тематическим направлением Программы курсов при Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования».

Мы предлагаем педагогам (воспитателям) стать активно изучать материалы профессиональных изданий и литературы, что позволяет отслеживать новые тенденции в методике дошкольного воспитания и образования, получать информацию, необходимую для пополнения знаний в сфере новых информационных технологий, понять сложные аспекты в своей специальности, получить ответы на вопросы.

Деятельность методических объединений (в городе Шахтерске они имеют название «Стажировочные площадки») охватывает все образовательные области согласно Типовой программе дошкольного образования «От рождения до школы». Педагоги активно обмениваются опытом работы по определенной тематике, новой информацией, идеями и мнениями и, таким образом, получают возможность поучиться друг у друга воспитательным моментам, готовы всегда поддержать своих коллег. Мы их называем моментами профессионального общения, так как воспитатель не может находиться в состоянии, так называемого «информационного голода».

 В настоящее время проводится множество региональных, международных конференций, методических мероприятий, фестивалей, в которых педагоги МДОУ принимают участие, узнают много нового, знакомятся с разнообразием идей, устанавливают профессиональные контакты.

Активно используем формы психолого-педагогического сопровождения педагогов в МДОУ в процессе их профессионального становления: тренинговые занятия с элементами арт-терапии, групповую дискуссию. Особое место в профессиональном становлении педагогов уделяем таким формам взаимодействия как «Педагогические гостинные», «Творческие мастерские», «Лаборатории педагогического мастерства» «Мастер-классы», участие в конкурсах профессионального мастерства «Наставница года», которые помогают проанализировать всю предыдущую деятельность и опыт педагога, дает толчок для дальнейшего развития молодых специалистов, к расширению сферы педагогического влияния.

Среди проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности, профессионально-личностного развития воспитателей дошкольной организации, выступают проблемы «стереотипизация» труда, личностные проблемы педагогов, педагогическое истощение и эмоциональное выгорание педагогов, и, как следствие, уход в себя, отказ от деятельности, нервные расстройства, сужение сознания на проблеме [7].

Мы придерживаемся точки зрения, что в этом случае необходимо развивать у педагогов навыки рефлексивного мышления и поведения как необходимый компонент успешной реализации педагога, один из инструментов саморазвития. Так как считается, что принятие педагогом факта необходимости процесса саморазвития, профессиональной позиции, есть главное условие, без которого невозможно личностное развитие. «Научиться рефлексии – это примерно то же самое, что научиться осознанности собственной деятельности, осуществлять выбор средств решения педагогических проблемных ситуаций» [7].

 Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что одной из стратегических задач профессионального развития педагога является формирование у него индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающего профессиональное мастерство в проведении образовательной, воспитательной деятельности. В педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

 

Список литературы

 

  1. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. ИНИОН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика, 1991. 324 с. С. 123.
  2. Большой энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1981.
  3. Республиканский образовательный стандарт дошкольного образования стандарт на 2015-2017 гг. // Приказ №326 от 17.07.2015 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2015-2017 год».
  4. Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. Психологическое исследование интеллектуальной деятельности / под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 225 с.
  5. Курдюмова И. М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. № 3.
  6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1995. 43 с.
  7. Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. 2010. № 7 (18).
  8. Профессионально-личностное самоопределение педагога в современном образовательном пространстве школы. М.: Учитель, 2010.
  9. Рогов Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: Ростов-на-Дону, 1999. 354 с.
  10. Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепция и технологии: монография. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.