Эффективные формы работы привлечения родителей воспитанников к деятельности ДОУ путем использования игровых технологий

Перец Светлана Владимировна

Воспитатель 1 квалификационной категории, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №14», г. Шахтерск, ДНР

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Перец С.В. Эффективные формы работы привлечения родителей воспитанников к деятельности ДОУ путем использования игровых технологий // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 47613


 

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы «Эффективные формы работы привлечения родителей воспитанников к деятельности дошкольного учреждения путем использования игровых технологий»

Пояснительная записка:

Игра является одним из эффективных средств освоения социального опыта. Как вид деятельности она сопровождает жизнедеятельность человека с первых до последних лет жизни. Игра одновременно является методом и формой обучающего, воспитывающего, развивающего, корректирующего и реабилитационного воздействия на личность. Владение игровыми технологиями, использование элементов игровой деятельности в профессиональной социально-педагогической работе с детьми, семьей, молодежью возраста существенно повышает ее эффективность.

Актуальностью является привлечения родителей к образовательному процессу, условиям обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Форма проведения: Семинар-практикум

Участники: родители старшей группы.

Цель:

организация интересных форм работы для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей направленных на реализацию ГОС ДО.

Задачи:

- создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей и педагогов;

- расширение знаний родителей о значении организации игровой среды в условиях семьи и дошкольного учреждения для формирования игровых навыков у детей;

-развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе игры;

Ожидаемые результаты:

- создание в детском саду разнообразных условий по своему содержанию и форм работы способствующих развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре, ведущем виде деятельности для каждого возрастного периода;

- повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Информационно-техническое обеспечение:

- плакаты с цитатами об игре;

- презентация слайдов «Детские ладошки»

- ИКТ

Материалы и оборудование: для творческой работы (листы белой бумаги формата А4, ножницы, простые карандаши, клей, кисточки для клея, салфетки, клеенка для аппликации, цветная бумага; для игровой деятельности («Ладошка» материал (картон), карточки с задание и резиночки разного цвета, цветные ладошки и ручки, ватман и двухсторонний скотч, мячики с шипами, бигуди – липучки.

 

Приветствие родителей:

Плакаты с цитатами об игре

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития…

Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта»

Д.В. Менджерицкая

 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас! Тема сегодняшней нашей встречи «Эффективные формы работы привлечения родителей воспитанников к деятельности дошкольного учреждения путем использования игровых технологий».

Мы все вместе сегодня будем играть и отдыхать. И вы поймете, как от одного слова можно развить много игр-ниточек. И это слово будет «ЛАДОШКА». Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Больше всего на свете, ребенок хочет двигаться, играть, ведь для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром. Почти все игры сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

И для начала я предлагаю поиграть в игру «Ладошка».

1. Психологическая разминка - игра «Ладошка»

Сейчас мы с вами встанем в круг и будем передавать «ладошку» друг другу представляясь и говоря о своём настроении (Например, меня зовут ..., у меня сегодня очень хорошее настроение, я рада видеть вас и готова к общению.

Основная часть:

На сегодняшний день главное место в жизни детей занимает игра. Мы, взрослые, хотим и стремимся к тому, чтобы детство наших детей было счастливым. У каждого ребёнка есть потребность в игре и её нужно удовлетворить, так как, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Дети воспитываются в играх. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к жизни взрослых. А, как вы думаете, нужна ли детям игра? Давайте об этом порассуждаем.

2. Игра – рассуждение «Зачем нужна игра»

Родители, вам необходимо написать на «ладошках» своё мнение «Зачем нужна игра» и на двухсторонний скотч прикрепить к ватману и создадим композицию - «Игра в жизни наших детей» (сердцевина - слово «игра», а лепестки – «ладошки» с родительскими мнениями).

Подведение итога игры-рассуждения:

Как мы видим игра - ведущий вид деятельности, с помощью которой развиваются:

- Познавательные интересы – внимание, память, восприятие, мышление, воображение.

- Игры тренируют наблюдательность и ум.

- Развиваются творческие способности детей.

- Формируется эмоционально – чувственная сфера личности.

- В игре ребёнок познает самого себя.

- Игра учит самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым

качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей.

У вас сразу возникает вопрос «Для чего нужны пальчиковые игры?»

Пальчиковые игры развивают мозг и стимулируют развитие ребенка. Учеными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

3. Игра «Ладошки»

Следующая игра развивает подражание движения рук; обучает умению быстро переключаться с одного движения на другое; развивает понимание речи; развивает кисти рук.

Давайте поиграем с нашими ладошками. Я буду произносить стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Ладошки вверх! (кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

Ладошки вниз! (переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок! (ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок! (зажимаем ладони в кулаки).

Вначале следует выполнять серию движений медленно, так как детям сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда дети хорошо освоят движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.

4. Игра «Резинки на ладошке»

Не раз, наблюдая интерес ребенка к предметам, находящимся в маминой сумке, на полке в ванной, в кухонном шкафу, мы не задумываемся, что обычные вещи, которые нас окружают в быту, могут использоваться с большой пользой для развития ребенка. В этой игре используются детские резиночки для причесок. Нужно быстрее всех надеть резиночки на пальцы так, как показано на картах с заданиями. Плюсов в этой игре масса – развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета, счета, название пальцев, лево – право.

5. Игра – разминка «Массажор для ладошек»

В своей работе использую игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования: массажные мячики, бигуди - липучки, прищепки, счётные палочки, фасоль, коврики для массажа, напольная лесенка, змейки из шланга для ……

«Шарик»

Этот шарик не простой: весь колючий вот какой,

Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем, свои руки развиваем!

Можно шар катать по кругу, перекатывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять нам пора и отдыхать.

(движения соответствуют тексту)

6. Практикум - игра с цветной бумагой «Родительские ладошки»

Уважаемые родители, предлагаю вам поиграть и пофантазировать с цветной бумагой. Мы займемся аппликацией. А вы знаете, что ваши дети очень любят из цветной бумаги создавать шедевры.

Воспитатель показывает последовательность выполнения работы.

Физминутка «Ладошки»:

Вверх ладошки. Хлоп! Хлоп!

По коленкам –шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

Пальчиковая гимнастика «Ладошки»:

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу, вам, не тая,

Руки всем нужны друзья,

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Добрые руки умеют мастерить,

Чуткие руки умеют дружить.

Родители приступают к выполнению аппликации.

Подведение итога работы:

По окончании работы родители рассматривают «ладошки» и анализируют выполненную работу.

Воспитатель: Вам понравилось выполнять аппликацию? (Ответы родителей).

Какие были трудности? Как вы боролись с трудностями? А в конце занятия давайте выучим стихотворение про дружбу.

Стихотворение про дружбу:

Наши ладошки сияют немножко

Ярким лучистым светом добра!

Мы прикоснемся ими друг к другу,

Дружными станем мы навсегда!

Родители, теперь вы умеете делиться теплом своих рук и дома вы сможете показать своим детям, как вы умеете это делать. Что для этого нужно сделать? (Ответы: нужно прикоснуться ладошкой к ладошке другого человека).

А теперь посмотрите, какие ладошки создали ваши дети. Воспитатель вручает родителям «ладошки» выполненные самими ребятами.

7. Беседа «Игра дома»

- Мамы и папы, поделитесь, в какие игры вы играете дома?

- Какие игры у вас любимые?

- Готовясь к собранию, я задала домашнее задание родителям подготовить игры связанные с ладошками и принести на собрание. Давайте посмотрим и поиграем. Спасибо, вам за проявленный интерес к созданию игр.

8. Презентация слайдов «Детские ладошки»

Уважаемые родители, предлагаю посмотреть презентацию «Детские ладошки». В этой презентации вы увидите своих детей, которые с большим удовольствием играют в те игры, в которые мы сегодня играли с вами, выполняли аппликацию «Детские ладошки»

Итог собрания.

9. Акция «Ладошки добра»

Загляните в глаза своего ребёнка – в них вы увидите любовь и доверие. Ребенок уверен, что взрослые уберегут его от любой беды. А нас, взрослых, это обязывает. Прежде всего, мы ответственны за жизнь и здоровье наших детей. Дети, видя заботу взрослых проявляют свою детскую заботу о своих товарищах, изготавливая открытки «Ладошки добра» для детей, которые получили травму.

 Каждый год, во время прохождения акции «Ладошки добра», мы с ребятами раздаем всем взрослым и детям «Ладошки» на которых дети сами рисуют или делают аппликацию в виде сердечек или солнышка.

А. С. Макаренко писал так: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего в игре».

 

Литература:

  1. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» "Сфера". 2014. 64 с.
  2. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.
  3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. 144 с.
  4. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков, 2014.
  5. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей. Методическое пособие для воспитателей и родителей. 2009. 56 с.
  6. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ДИППО. - Донецк: Истоки, 2015. 223 с.