Мыскова С.В., Яковец Н.Н. Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 47413
Одна из важнейших задач в общей систем обучения ребенка родному языку в ДУ, в семье - формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексикограмматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Доктор наук, профессор Левина Р. Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов».
Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.
В своей работе мы определили для себя цель: повысить уровень сформированности фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста по средствам реализации игровой технологии в разных видах деятельности.
Задачи:
- Провести анализ задач по развитию фонематического слуха в рамках образовательной области «Речевое развитие» и содержанию коррекционной работы для детей с ОНР в рамках ФГОС ДО.
- Отобрать и систематизировать картотеку игр и упражнений, способствующих развитию фонематического слуха у детей с ОНР, которые могут быть использованы в разных видах деятельности.
- Разработать совместное планирование специалистов, работающих с детьми с ОНР по совершенствованию фонематического слуха в разных видах деятельности.
- Разработать рекомендации родителям по формированию фонематического слуха.
- Внедрение перспективного плана мероприятий в коллектив педагогов в процессе организации детских видов деятельности.
- Выявить динамику формирования фонематического слуха у детей с ОНР после реализации проекта.
Ожидаемые результаты
Для детей
Повышение качества сформированности фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Для профессионального сообщества
Создание комплексной эффективной системы планирования, способствующей успешной работе всех специалистов, направленной на развитие фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Для ближайшего окружения (родителей)
Повышение компетентности родителей в вопросе развития фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации
1 этап
Аналитический
- Формирование задач по развитию фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
- Изучить методическую литературу по данной теме в рамках ФГОС ДО.
- Отобрать игровые технологии, планируемые для использования в различных видах деятельности.
- Систематизировать подобранный материал по усложнению.
2 этап
Базовый
- Разработка планов совместных мероприятий с воспитателями, работающими с детьми с ОНР.
- Разработка планов совместных мероприятий с музыкальным руководителем, работающим с детьми с ОНР.
- Разработка планов совместных мероприятий с инструктором по физвоспитанию, работающим с детьми с ОНР.
- Разработка рекомендаций для родителей детей с ОНР по формированию фонематического слуха.
- Разработать и провести мастер-класс с использованием игровых технологий, для специалистов, работающих с детьми с ОНР.
- Внедрение совместного планирования в процессе организации детских видах деятельности.
- Разработать и провести для родителей детей с ОНР открытую НОД «Использование игровых технологий для развития и совершенствования фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста».
3 этап
Коррекционный
- Выделение факторов, затрудняющих реализацию преобразования проф. деятельности. (Отсутствие методических рекомендаций по осуществлению планирования в соответствии с ФГОС ДО. Недостаточно высокая активность родителей).
4 этап
Итоговый
- Внедрение перспективного плана мероприятий в коллектив педагогов в процессе организации детских видов деятельности.
- Выявление динамики формирования фонематического слуха у детей с ОНР после реализации проекта по средствам мониторинга.
Механизмы реализации
- ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 104 «Соловушка» городского округа Тольятти/
- Оказание методической помощи.
- Сеть Интернета.
- Библиотека.
- Использование игровых технологий.
- Интеграция коррекционной работы в другие образовательные области.
План мероприятий
Перспективы развития:
- Представление накопленного опыта по развитию фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
- Интеграция коррекционной работы в другие образовательные области.
- Разработка рекомендаций для родителей детей общеобразовательных групп по развитию фонематического слуха.
- Систематизировать подобранный материал внутри музыкально-художественной и двигательной деятельности.
Список литературы
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. СПб.: Детство-пресс, 2001.
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1997.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
- Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю., 2000.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. 2001.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб. 1997.
- Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб. 1999.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб. 1998.
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. Дубровиной И.В. М., 1999.