Создание мотивации укрепления здоровья дошкольников посредством приобщения к туристическим походам

Хижуховская Татьяна Вячеславовна
Попова Светлана Витальевна

Старший воспитатель,  МАДОУ № 11, Краснодарский край, г. Армавир
Воспитатель,  МАДОУ № 11, Краснодарский край, г. Армавир

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хижуховская Т.В., Попова С.В. Создание мотивации укрепления здоровья дошкольников посредством приобщения к туристическим походам // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 46575


Аннотация: В данной статье изложен материал, посвященный применению туристской деятельности в дошкольном учреждении, так как является одной из оригинальных средств развития у детей дошкольного возраста физических качеств и укрепления здоровья. Данный вид деятельности по физическому развитию оптимален тем, что туризм не требует материальных затрат, организационные моменты его просты, а также учитываются возрастные особенности дошкольников.

Ключевые слова: детский туризм, туризм, туристская прогулка.

В нашей современной России, также как и в годы СССР огромное внимание уделяется здоровью граждан. Именно поэтому, начиная с детских лет, мы закладываем фундамент здоровья человека в наших детей. В экологически загрязненном мире каждый день рождаются больные дети, и в этом заключается главная проблема не только нашей страны, но и всего мира: сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения. Ухудшилось физическое и психофизическое состояние населения России, в том числе и у детей, именно поэтому особо актуальна тема здорового образа в жизни человека в последние годы. Нам педагогам дана ответственная миссия: привить детям любовь к своему организму для укрепления и сохранения здоровья с детских лет. Но все мы прекрасно знаем, что в каждом деле необходима мотивация, и чем раньше начнется работа по данной проблеме, тем эффективней будет результат.

Исходя из наблюдений многих лет, хочется проанализировать: именно здоровые дети достигают высокого интеллектуального уровня в будущем. Именно эти дети станут успешными профессиональными работниками, активными гражданами, а главное здоровыми родителями, которые тоже будут закладывать фундамент здорового человека в своих детей, как когда-то в них. Что же такое здоровье? Здоровье это не только когда человек не имеет никаких заболеваний, но и безболезненная адаптация к меняющимся климатическим условиям и умение противостоять воздействию вредных влияний окружающей среды. Здоровье человечества во многом зависит от различных факторов: социально-экономических, климатогеографических, экологических условий и наследственных. Конечно, мы – педагоги не в силах решить эти проблемы, но все-таки мы можем противостоять и помочь детскому организму выработать способность к саморегуляции.

Укрепить здоровье детей и воспитать у них потребность в здоровом образе жизни в дошкольном учреждении помогают занятия по физической культуре. Но данные занятия не формируют у детей умений и навыков безопасного поведения в природе. И вот именно туристские походы помогут детям дошкольного возраста не только интересно и содержательно организовать свой досуг, но и сформируют мотивацию укрепления здоровья и приобщения детей к основам здорового образа жизни.

Наше дошкольное учреждение на протяжении многих лет ищет и находит новые инновационные идеи, как внедрить здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательный процесс. Основываясь САНпИН, ребенок дошкольного возраста должен находиться на свежем воздухе 3-4 часа в день. Г. А. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Для большинства детей дошкольного возраста необходимы особые здоровьесберегающие технологии, который учитывает комплекс психологических и физических проблем развития. Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения ведет большую работу по данной проблеме: изучает специальную методическую литературу, проводит анализ существующих методов, форм и условий организации работы по оздоровлению дошкольников. Вся проводимая работа педагогов помогает неоднократно находить новые решения и возможности, и одно из таких новшеств в развитии физических качеств и стало использование элементарных форм детского туризма. Данная форма работы позволяет не только удовлетворить потребность детей в активной двигательной деятельности оздоровительного процесса, но и помогает создать условия взаимопонимания и сотрудничества детского сада и родительской общественности.

Туризм (в переводе с французского означает: прогулка, поездка) – путешествия по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами. [2, с. 5]

Туристская прогулка – форма организации туристкой деятельности, предполагающая кратковременное (3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.[2, с.6]

Исходя из выше представленных терминов, можно определить, что туристская прогулка является для детей приемлемой формой организации детской деятельности в дошкольном учреждении.

Целями туристского похода могут являться не только знакомство с правилами безопасного поведения в природе и на улице и их закрепление на практике, использование походного инвентаря, воспитание бережного отношения к окружающему миру и желания вести здоровый образ жизни, а также ознакомление дошкольников с региональными компонентами.

Поставленные задачи были следующие:

  1. Усовершенствовать навыки различных видов движений и пополнять двигательный опыт детей;
  2. Развивать у будущих туристов физические качества, а именно ловкость, выносливость, координацию движений;
  3. Развивать психофизические качества и систематизировать знания по туризму и краеведению;
  4. Воспитывать в дошкольниках дружеское отношение друг к другу, сопереживание.

Подготовка к туристскому походу очень серьезное и ответственное дело, которое требует внимания всех участников педагогического процесса, в том числе и детей. Необходимо провести огромную предварительную работу: оценить возможности детского сада, подготовку педагогического коллектива и родителей, а самое главное необходимо учесть психофизическую готовность дошкольников.

Педагоги проводят с детьми ознакомление о правилах безопасного поведения в парке, знакомят с окружающим миром через чтение художественной литературы, совместно с детьми разрабатываются маршруты походов, составляются списки необходимых принадлежностей, придумывают название отряда с флагом и девизом перед выходом на туристскую прогулку. Инструктор по физической культуре оформил для детей уголок туризма в спортивном зале, в котором продемонстрировано туристическое снаряжение.

Территория нашего детского сада в летне-оздоровительный период приобретает туристический вид: под высокими елями разбит небольшой лагерь юных туристов. По всей территории нашего дошкольного учреждения подготовлены зоны для привалов, пополненные атрибутами для спортивных и подвижных игр. Вся эта атмосфера помогает повысить детский интерес к туризму.

Организация работы по использованию детского туризма в оздоровительной работе ДОУ включает в себя ряд компонентов:

  • физкультурно-оздоровительный;
  • социально-коммуникативный;
  • эмоционально-психологический;
  • эстетический и познавательный;
  • а также в привлекательной и доступной для детей форме сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику.

Проводимые мероприятия по туризму поддерживают и родители воспитанников, являются добросовестными помощниками и даже принимают активное участие в туристских прогулках. Педагогический коллектив в теплый период времени года проводит на базе дошкольного учреждения «День открытых дверей» для родительской общественности. В назначенный день дошкольники и сопровождающие их взрослые приходят в детский сад экипированными: удобная спортивная обувь, головные уборы, рюкзачки с сухим пайком туриста - и, конечно же, воодушевлённые предстоящим путешествием. Данное путешествие помогает более ближе приблизить взрослого и ребенка, так как в наше современное время мы – взрослые очень мало времени уделяем нашим детям.

В системе физкультурно-оздоровительной работы МАДОУ № 11 детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, позволяющая при минимальных затратах времени пополнить резервы здоровья: восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма и краеведения, а самое главное - наполнить период дошкольного детства яркими положительными эмоциями.

 

Литература:

  1. Анисимова Т. Г. Физическое развитие детей 5 – 7 лет. Волгоград, 2008.
  2. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. М., 2004.
  3. Голицина Н. С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. М., 2008.
  4. Кочетова Н. П. Фролова И. Ю. Яблокова А. Е. Активный отдых дошкольников. Новгород, 2000.
  5. Скорынина Г. Юный турист // Дошкольное воспитание. 1999. № 6.
  6. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998.