Хижуховская Татьяна Вячеславовна
Попова Светлана Витальевна
Старший воспитатель, МАДОУ № 11, Краснодарский край, г. Армавир
Воспитатель, МАДОУ № 11, Краснодарский край, г. Армавир
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Хижуховская Т.В., Попова С.В. Создание мотивации укрепления здоровья дошкольников посредством приобщения к туристическим походам // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 46575
Аннотация: В данной статье изложен материал, посвященный применению туристской деятельности в дошкольном учреждении, так как является одной из оригинальных средств развития у детей дошкольного возраста физических качеств и укрепления здоровья. Данный вид деятельности по физическому развитию оптимален тем, что туризм не требует материальных затрат, организационные моменты его просты, а также учитываются возрастные особенности дошкольников.
Ключевые слова: детский туризм, туризм, туристская прогулка.
В нашей современной России, также как и в годы СССР огромное внимание уделяется здоровью граждан. Именно поэтому, начиная с детских лет, мы закладываем фундамент здоровья человека в наших детей. В экологически загрязненном мире каждый день рождаются больные дети, и в этом заключается главная проблема не только нашей страны, но и всего мира: сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения. Ухудшилось физическое и психофизическое состояние населения России, в том числе и у детей, именно поэтому особо актуальна тема здорового образа в жизни человека в последние годы. Нам педагогам дана ответственная миссия: привить детям любовь к своему организму для укрепления и сохранения здоровья с детских лет. Но все мы прекрасно знаем, что в каждом деле необходима мотивация, и чем раньше начнется работа по данной проблеме, тем эффективней будет результат.
Исходя из наблюдений многих лет, хочется проанализировать: именно здоровые дети достигают высокого интеллектуального уровня в будущем. Именно эти дети станут успешными профессиональными работниками, активными гражданами, а главное здоровыми родителями, которые тоже будут закладывать фундамент здорового человека в своих детей, как когда-то в них. Что же такое здоровье? Здоровье это не только когда человек не имеет никаких заболеваний, но и безболезненная адаптация к меняющимся климатическим условиям и умение противостоять воздействию вредных влияний окружающей среды. Здоровье человечества во многом зависит от различных факторов: социально-экономических, климатогеографических, экологических условий и наследственных. Конечно, мы – педагоги не в силах решить эти проблемы, но все-таки мы можем противостоять и помочь детскому организму выработать способность к саморегуляции.
Укрепить здоровье детей и воспитать у них потребность в здоровом образе жизни в дошкольном учреждении помогают занятия по физической культуре. Но данные занятия не формируют у детей умений и навыков безопасного поведения в природе. И вот именно туристские походы помогут детям дошкольного возраста не только интересно и содержательно организовать свой досуг, но и сформируют мотивацию укрепления здоровья и приобщения детей к основам здорового образа жизни.
Наше дошкольное учреждение на протяжении многих лет ищет и находит новые инновационные идеи, как внедрить здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательный процесс. Основываясь САНпИН, ребенок дошкольного возраста должен находиться на свежем воздухе 3-4 часа в день. Г. А. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Для большинства детей дошкольного возраста необходимы особые здоровьесберегающие технологии, который учитывает комплекс психологических и физических проблем развития. Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения ведет большую работу по данной проблеме: изучает специальную методическую литературу, проводит анализ существующих методов, форм и условий организации работы по оздоровлению дошкольников. Вся проводимая работа педагогов помогает неоднократно находить новые решения и возможности, и одно из таких новшеств в развитии физических качеств и стало использование элементарных форм детского туризма. Данная форма работы позволяет не только удовлетворить потребность детей в активной двигательной деятельности оздоровительного процесса, но и помогает создать условия взаимопонимания и сотрудничества детского сада и родительской общественности.
Туризм (в переводе с французского означает: прогулка, поездка) – путешествия по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами. [2, с. 5]
Туристская прогулка – форма организации туристкой деятельности, предполагающая кратковременное (3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.[2, с.6]
Исходя из выше представленных терминов, можно определить, что туристская прогулка является для детей приемлемой формой организации детской деятельности в дошкольном учреждении.
Целями туристского похода могут являться не только знакомство с правилами безопасного поведения в природе и на улице и их закрепление на практике, использование походного инвентаря, воспитание бережного отношения к окружающему миру и желания вести здоровый образ жизни, а также ознакомление дошкольников с региональными компонентами.
Поставленные задачи были следующие:
Подготовка к туристскому походу очень серьезное и ответственное дело, которое требует внимания всех участников педагогического процесса, в том числе и детей. Необходимо провести огромную предварительную работу: оценить возможности детского сада, подготовку педагогического коллектива и родителей, а самое главное необходимо учесть психофизическую готовность дошкольников.
Педагоги проводят с детьми ознакомление о правилах безопасного поведения в парке, знакомят с окружающим миром через чтение художественной литературы, совместно с детьми разрабатываются маршруты походов, составляются списки необходимых принадлежностей, придумывают название отряда с флагом и девизом перед выходом на туристскую прогулку. Инструктор по физической культуре оформил для детей уголок туризма в спортивном зале, в котором продемонстрировано туристическое снаряжение.
Территория нашего детского сада в летне-оздоровительный период приобретает туристический вид: под высокими елями разбит небольшой лагерь юных туристов. По всей территории нашего дошкольного учреждения подготовлены зоны для привалов, пополненные атрибутами для спортивных и подвижных игр. Вся эта атмосфера помогает повысить детский интерес к туризму.
Организация работы по использованию детского туризма в оздоровительной работе ДОУ включает в себя ряд компонентов:
Проводимые мероприятия по туризму поддерживают и родители воспитанников, являются добросовестными помощниками и даже принимают активное участие в туристских прогулках. Педагогический коллектив в теплый период времени года проводит на базе дошкольного учреждения «День открытых дверей» для родительской общественности. В назначенный день дошкольники и сопровождающие их взрослые приходят в детский сад экипированными: удобная спортивная обувь, головные уборы, рюкзачки с сухим пайком туриста - и, конечно же, воодушевлённые предстоящим путешествием. Данное путешествие помогает более ближе приблизить взрослого и ребенка, так как в наше современное время мы – взрослые очень мало времени уделяем нашим детям.
В системе физкультурно-оздоровительной работы МАДОУ № 11 детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, позволяющая при минимальных затратах времени пополнить резервы здоровья: восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма и краеведения, а самое главное - наполнить период дошкольного детства яркими положительными эмоциями.
Литература: