Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мыскова С.В., Яковец Н.Н. Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий / Мыскова С.В., Яковец Н.Н., Ножкина Н.А. // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 46651
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой и, как следствие, познавательной активности детей с ОВЗ, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема «живого общения» родителей и детей;
- глобальной снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию детей.
Дети с трудом понимают инструкции «спроси», «задай вопрос». Они лучше владеют навыком постановки социально-коммуникативных вопросов, чем познавательных.
В свободном общении и в ситуации обучения дети редко используют познавательные вопросы; наименее употребительными являются вопросы «Какой?», «Сколько?», «Зачем?», «Когда?»; выявлена стереотипия использования вопросов «Что делает?», «Что? Кто?», «Почему?».
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Дети – исследователи от природы, они очень любят задавать вопросы.
В процессе любого исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно без преувеличения сказать, что познание начинается с вопроса.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы: «Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий».
Цель нашей работы: отобрать и систематизировать комплекс приемов и воздействий, с помощью которых дети побуждались бы к задаванию вопросов, которые способствуют формированию познавательных интересов и познавательных действий.
Гипотеза: с помощью комплекса приемов и воздействий дошкольники с ОНР научатся правильно задавать вопросы, способствующие формированию познавательных интересов и познавательных действий.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие Задачи:
- Сформировать лексико-грамматические средства оформления вопросительных предложений.
- Развивать навык построения различных моделей вопросительных предложений.
- Активизировать речевую инициативу и познавательную сферу дошкольников.
- Закреплять навык использования вопросов в познавательных и социально-коммуникативных целях.
- Формировать навык использования интонационных средств оформления вопросительных высказываний.
- Оказать помощь родителям воспитанников в понимании важности вопросов детей и ответов на них.
Практическая значимость
Использование ИКТ и ЭОР по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий в дошкольных образовательных организациях.
I этап
Информационно-аналитический
Задачи:
- Формулирование задач по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
- Изучить и проанализировать методическую и детскую художественную литературу и ЭОР по данной теме в рамках ФГОС ДО.
- Отобрать игровые технологии, планируемые для использования в различных видах деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
- Систематизировать подобранный материал по усложнению.
Мероприятия:
- Анализ Программ.
- Работа с литературой.
- Работа с ЭОР.
Механизмы:
- Подборка методической литературы.
- Подборка детской художественной литературы.
- Подборка банка предметных и сюжетных картинок для создания интерактивных игр и упражнений.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросе по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
II этап
Проектировочный
Задачи:
- Отобрать и систематизировать картотеку игр и упражнений, способствующих обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы, которые могут быть использованы в разных видах деятельности.
- Разработать совместного планирования специалистов, работающих с детьми с ОНР по совершенствованию умения задавать вопросы в разных видах деятельности.
- Разработать рекомендаций для родителей по развитию умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
- Организовать мастер-класс для педагогов, работающих на логопедических группах по вопросу по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
- Разработать сценарий речевого праздника для родителей и детей «Вопросита – загадочная страна».
Мероприятия:
- Создание картотеки игр и упражнений, способствующих обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы, на бумажных носителях и электронных накопителях.
- Разработка плана взаимодействия специалистов, работающих с детьми с ОНР по совершенствованию умения задавать вопросы в разных видах деятельности.
- Разработка консультаций, буклетов, памяток, папок-передвижек для родителей по развитию умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
- Разработка мастер-класса для педагогов.
- Разработка сценария речевого праздника для родителей и детей «Вопросита – загадочная страна».
Механизмы:
- Работа творческой группы.
- Оказание методической помощи участникам проекта.
- Сеть Интернета.
- Библиотека.
- Использование игровых технологий.
Ожидаемый результат:
- Картотека игр и упражнений, способствующих обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы, на бумажных носителях и электронных накопителях.
- План взаимодействия специалистов, работающих с детьми с ОНР по совершенствованию умения задавать вопросы в разных видах деятельности. Консультации, буклеты, памятки, папки-передвижки для родителей по развитию умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
- Сценарий мастер-класса для педагогов.
- Сценарий речевого праздника для родителей и детей «Вопросита – загадочная страна».
III этап
Внедренческий
Задачи:
- Использовать игровые технологии для эффективной работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
- Консультировать родителей детей с ОНР по вопросу обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
- Показать мастер-класс для педагогов.
- Организовать речевой праздник для родителей и детей с ОНР «Вопросита – загадочная страна».
- Создать картотеку игр и упражнений, способствующих обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы, которые могут быть использованы в разных видах деятельности.
Мероприятия:
- Использование игровых технологий для эффективной работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
- Консультации для родителей детей с ОНР по вопросу обучения детей
- старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
- Мастер-класс для педагогов.
- Речевой праздник для родителей и детей с ОНР «Вопросита – загадочная страна».
- Использование картотеки игр и упражнений, способствующих обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы, которые могут быть использованы в разных видах деятельности.
Механизмы:
- Использование игровых технологий в ООД, совместной и самостоятельной деятельности.
- Консультирование родителей: выпуск газеты, раздаточные материалы, электронные ресурсы, индивидуальные консультации.
- Проведение мастер-класса для педагогов.
- Проведение речевого праздника для родителей и детей с ОНР «Вопросита – загадочная страна».
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня профессиональной компетентности участников проекта в вопросе по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
- Мотивирование педагогов и родителей на сотрудничество и совместную деятельность по решению проблем развития и обучения детей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития и обучения детей старшего дошкольного возраста.
IV этап
Аналитический
Задачи:
- Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив.
Мероприятия:
- Викторины для детей «Веселые Почемучки».
- Анализ результатов проекта.
- Анкетирование родителей анкетирование по вопросам развития детской вопросительности.
- Обобщение опыта работы и размещение ее в Интернете, в педагогическом сообществе.
Механизмы:
- Проведение викторины для детей «Веселые Почемучки».
- Рефлексия.
- Обратная связь.
- Рецензирование экспертами обобщённого опыта работы.
Ожидаемый результат:
- Положительная динамика в разрешении проблемы.
- Аналитический отчёт.
- Отзывы родителей.
- Использование ИКТ и ЭОР по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий в дошкольных образовательных организациях.
Перспектива развития проекта
- Представление накопленного опыта по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий.
- Организовать мастер-класс для педагогов, работающих в общеразвивающих группах по вопросу обучение дошкольников умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий.
- Интеграция коррекционной работы в другие образовательные области социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
- Разработка комплекса рекомендаций для родителей воспитанников общеразвивающих групп по обучению дошкольников умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий.
Список литературы
- Асмолов А. Главное – сохранить «почемучек»// Дошкольное воспитание. 2005. №3. С. 68.
- Баранова Э. Учимся задавать вопросы // Дошкольное воспитание. 2005. №12. С. 12.
- Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий 2003, 2008. 136 с.
- Рубинштейн С. Л. Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка //Дошкольное воспитание. 2008. №2. С. 7.
- Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 143 с.
- Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2007. 144 с.
- Красильникова Л. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 79.
- Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 2007. № 1. С. 50.
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004.