Формирование грамматического строя речи

Беличенко Екатерина Юрьевна

Учитель-логопед, Зугрэсская специальная общеобразовательная школа-интернат №31, г. Зугрэс, ДНР

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Беличенко Е.Ю. Формирование грамматического строя речи // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 45734


Развитие грамматического строя речи ведется в следующих направлениях:

  • Грамматическое оформление слова
  • Грамматическое оформление слова и словосочетания
  • Грамматическое оформление фразы

 

Грамматическое оформление слова

 

Упражнения в формировании слоговой структуры слова в последовательности:

 

1. Двусложные слова с открытым слогом: гора, зима, шуба, лиса, коза, нора, сено, лыжи, сани, бело…

2. Трехсложные слова с открытым слогом: сапоги, ворона, синица…

3. Односложные слова из закрытого слога: лес, ком…

4. Двусложные слова с закрытым слогом: лесок…

5. Двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце: горка, метла, коньки, белка, дупло…

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: лесной, зимний, лесник, снежок…

7. Трехсложные слова с закрытым слогом: лесочек…

8. Трехсложные слова со стечением согласных: снежинка, звездочка

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: лесничий, снеговик, пушистый…

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: дубленка…

11. Односложные слова со стечением согласных в начале и конце слов: снег, гриб, лист, спит..

12. Двусложные слова с двумя стечениями: льдинка…

13. Четырехсложные слова из открытых слогов: рукавицы…

14. Трех-, четырех-, пятисложные слова со сложной звуко-слоговой структурой: температура, ремонтировать, ухаживать…

 

Грамматическое оформление слова и словосочетания

 

1. Работа над словообразованием. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: - ик -, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-. (клюв – клювик, нос – носик, галка – галочка, хвост – хвостик, белый – беленький, теплый – тепленький, низкий – низенький, серый – серенький, тонкий – тоненький… )

 

2. Образование множественного числа существительных:

Птичка летит – птички летят.

 

3. Упражнения в формировании словообразования, словоизменения:

Белка – белки, бельчонок, бельчата, белочка.

Заяц – зайцы, зайчик, заинька, зайчонок, зайчата, зайчиха, зайчишка.

 

4. Упражнять детей в употреблении форм родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по всем лексическим темам.

 

5. Упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже:

Много волков, зайцев, лис, дубов, …

 

6. Образование множественного числа глаголов: идет – идут, дует – дуют, падает – падают...

 

7. Согласование существительного с глаголом: птичка летит – птички летят;

 

8. Упражнение в образовании прилагательных от наречий:

(медленно – медленный, быстро – быстрый, широко - широкий, легко – легкий)

 

9. Упражнения в образовании прилагательных с противоположным значением:

Чистый – грязный, мягкий – твердый, легкий – тяжелый, быстрый – медленный, высокий – низкий.

 

10. Упражнения в образовании прилагательных сравнительной степени: (холодный – холоднее, короткий - короче, темный – темнее).

 

11. Работа над согласованием существительного с местоимением:

Мой – сад, лист, дом, дуб, клен…

Моя – улица, земля, ветка, береза…

 

12. Упражнения в употреблении местоимений с предлогом «У» типа:

у меня…, у тебя…, у нее…, у него…

 

13. Работа над согласованием существительного с числительными (один, два, пять):

Один воробей, два…, пять…(синица…)

 

14. Упражнения в подборе определений, описаний, сравнений, эпитетов:

Воробей (какой?) – серенький, маленький, проворный, …

Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий.

Снег – как скатерть бел; снег – как белое покрывало; снег – как сахар бел.

Снежинка (какая?)- белая, легкая, пушистая, мохнатая, красивая, холодная, прозрачная;

Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная, красивая;

Звездочка (какая?) – резная, маленькая;

Лиса – хитрая, осторожная, рыжая, красивая, быстрая.

Заяц – быстрый, белый, серый, длинноухий.

Коньки (какие?) – железные, острые, детские, блестящие;

Лыжи (какие?) – желтые, деревянные, детские, короткие.

 

15. Упражнения в образовании прилагательных от существительных:

Дерево – деревянный, железо – железный, снег – снежный, мороз – морозный, холод – холодный, зима – зимний.

 

16. Упражнения в усвоении навыков словообразования и словоизменения:

Ком из снега – снежный ком; погода зимой – зимняя погода;

 

17. Упражнения в подборе глаголов к существительным (единственного и множественного числа): Снежинка (что делает?) – падает, летит, кружится, вьется, танцует;

Снежинки (что делают?) – падают, летят, кружатся, вьются, танцуют;

 

18. Упражнения в подборе названий предметов к названиям действий:

Летает – птица, бабочка, муха, шар, снежинка, самолет…

Идет – человек, ребенок, кошка, птица, снег, поезд…

Спит – заяц, медведь, еж, человек…

Бежит – заяц, волк, собака, лошадь, человек,…

Сидит – девочка, мальчик, мама, бабушка, белка, заяц…

 

21. Упражнения в определении по глаголу прошедшего времени лица, совершившего то или иное действие:

Женя упал. Женя упала.

Валя катал. Валя катала.

 

22. Упражнения в подборе однокоренных слов

к односложным:

Лес – лесок, леса, лесной, лесник, лесничий, лесочек;

Снег – снежок, снежинка, снеговик, снежный;

к двусложным:

Гора – горы, горка, горный;

 

 

Грамматическое оформление фразы

 

1.Формирование предложений из 3-х слов (с употреблением существительного в именительном падеже, согласованного глагола и существительного в дательном и винительном падежах).

Мальчик кормит птичку.

 

2. Формирование предложений из 4-х слов (с употреблением существительного в именительном падеже, согласованного глагола и существительных в дательном и родительном падеже).

Мальчик дает цветы маме.

Девочка плетет венок подруге.

Бабушка дает зонтик внучке.

 

3. Формирование предложений из 4-х слов (с употреблением существительного в именительном падеже, согласованного глагола и существительных в дательном и творительном падеже).

Девочка кормит птиц зерном.

Дворник подметает двор метлой.

Птичка чистит крылья клювом.

Белка питается орехами, ягодами.

Заяц питается корой осины.

Белка держит орехи лапками.

 

4. Упражнения в построении предложений с существительными в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа:

На ладошке растаяла снежинка.

На ладошке лежат снежинки.

На ладошке много снежинок.

 

5. Формирование предложений с однородными членами (единственного и множественного числа)

Дворник метет двор, улицу, дорожку.

Снег лежит на крыше, на дереве, на заборе, на крылечке.

Белка запасается на зиму орехами, грибами, ягодами.

Заяц питается корой осины, капустой, морковью.

 

6. Формирование предложений с однородными сказуемыми:

Дедушка пошел, взял лопату и стал откидывать снег.

 

7. Формирование предложений с противительным союзом а:

Галка маленькая, а ворона большая.

Заяц большой, а зайчонок маленький.

Лиса рыжая, а заяц белый.

 

8. Упражнения на составление предложений с помощью вопроса «где?», «куда?»

Птицы собираются (где?) около дома.

Птицы клюют корм (где?) на кормушке.

 

Снег падает на дерево. Снег падает на деревья.

Снег ложится на крыши домов.

Снег лежит на крышах домов. (на заборе, на заборах; на крылечке, на крылечках)

 

9. Упражнения в составлении предложений с помощью вопроса «у кого?»

У вороны толстый клюв.

У голубя сизые перья.

 

10. Упражнения в употреблении предлога на:

Дети насыпают корм на кормушку.

Птичка села на ветку.

 

11. Упражнения в построении предложений с предлогом под:

Лиса спряталась под веткой.

Заяц нашел яму под деревом.

 

12. Упражнения в составлении предложений с предлогами на и под:

Еж сидит под елкой, а белка на веточке.

 

13. Упражнения в составлении распространенных предложений с помощью вопроса «кому?» (единственное-множественное число)

Девочка сыплет корм птичке.

Девочки дали крошки птичкам.

 

14. Упражнения в различении и подборе глаголов совершенного и несовершенного вида:

Мальчики (что делают?) строят, (что сделали?) построили горку из снега.

Девочка (что делает?) везет, (что сделала?) привезла снег.

Мальчик (что делает?) ломает, (что сделал?) сломал горку.

 

15. Упражнения в построении сложноподчиненного предложения со словами «сначала», «потом»:

Сначала лиса увидела птичку, а потом стала подкрадываться.

 

16. Упражнения в составлении предложений с различными падежными конструкциями, включая предлоги на, в, из, за, над, около, через, между, из-за, из-под.