Растим и развиваем одаренных детей

Киршул Юлия Леонтьевна
Кашуба Светлана Викторовна
Гонтарь Анна Юрьевна

Заместитель заведующего по образовательной деятельности, МОУ "Рыбницкий детский сад №10 комбинированного вида", г. Рыбница Приднестровская Молдавская Республика

Воспитатель, МОУ "Рыбницкий детский сад №10 комбинированного вида", г. Рыбница Приднестровская Молдавская Республика

Воспитатель, МОУ "Рыбницкий детский сад №10 комбинированного вида", г. Рыбница Приднестровская Молдавская Республика

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Киршул Ю.Л., Кашуба С.В., Гонтарь А.Ю. Растим и развиваем одаренных детей // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 40825


 

Одаренные дети – это проблема, которая актуальна сегодня. Обществу нужны талантливые, творческие, неординарные личности. Высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества. Однако создание условий для развития одаренных детей пока вызывает ряд трудностей и проблем.

ГОС (государственный образовательный стандарт) отражает деятельностный подход в образовательной системе, который позволяет ребенку быть творцом, развивает умение ставить перед собой цель, искать способы ее достижения, быть способными к свободному выбору и максимально использовать свои способности.

Одаренность маленького человека требует к себе особого внимания. Этот ребенок будет отличаться от других детей в группе. Он проявляет яркий интерес к окружающему, легко отвечает на вопросы, пересказывает содержание  любимых книг, придумывает необычные истории, пытается понять определенные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, он быстро даст ответ на заданный вопрос, и может поставить в тупик  взрослого, задав свой вопрос. Участвуя в определенной деятельности, ребенок проявляет свои способности, испытывая от этого удовольствие и радость. Такому ребенку интересен сам процесс, а не результат.

Факторы, влияющие на развитие одаренности:

  1. генотип - совокупность генов, полученных от родителей;
  2. среда - это комплекс внешних факторов, влияющих на развитие;
  3. воспитание – ему присваивают ведущую роль, т.к. воспитание обеспечивает развитие личности.

У умственно одаренных детей, задача, как правило, решается в уме легко и быстро. Дети четко видят условия и могут дать абсолютно неожиданный ответ. У таких детей ярко выражена познавательная активность. Они любознательны, испытывают потребность приобретать новые знания. Также развивается память, внимание, воображение. Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития ребенка. Через развивающие задачи, игры, головоломки у ребенка развивается любознательность, гибкость мышления, оригинальность в решении задач.

Наблюдая за ребенком в повседневной жизни, при выполнении определенных заданий, мы можем определить достаточно высокий уровень развития ребенка, одаренность. Такие особенности можно обнаружить в беседах с ребенком. Одаренный ребенок, задав вопрос, пытается выявить закономерность, лежащую в основе наблюдаемых явлений. В этом случае он хочет получить от взрослого обоснованный ответ. Если ребенок знаком с предлагаемым материалом, в этом случае ему может быть неинтересно содержание занятия.

Особенностью мышления одаренного ребенка является последовательность рассуждений, а также богатство фантазии. Такой ребенок легко и охотно сочиняет. Как правило, это необычный герой, редко встречающийся в сказках других детей.

Проявлением одаренности можно считать характер детских замыслов, наблюдаемый в разных видах деятельности. То, как ребенок задумывает игру, сочиняет рассказ, планирует будущую постройку, рисунок, аппликацию – все это помогает определить уровень развития такого ребенка. Таких детей, кроме развернутости и продуманности замысла может отличать высокая степень оригинальности. Все, что придумывает одаренный ребенок, отражает его индивидуальность, окружающий мир.

Учитывая эти особенности, современный педагог должен использовать новые технологии в образовательной деятельности. Это интерактивные технологии: викторины, КВН, маршрутные игры, лаборатории, кейс-технологии, презентации, интерактивные доски. А также разнообразные методы работы: метод проблемного обучения, ТРИЗ. Именно разнообразие подобранных методов позволит широко использовать потенциал одаренного ребенка на пути гармоничного развития личности.

Как правило, одаренные дети проявляют упорство в достижении цели. Ребенок несколько часов подряд может заниматься одним и тем же делом или возвращаться к нему. Здесь проявляется стремление к совершенству, желание сделать что-то хорошее.

Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает. Следует дать понять ребенку, что неудача - нормальная вещь, случающаяся со всеми.

Не стоит считать успехи одаренного ребенка чем-то само собой разумеющимся. Результаты достижений, в данном случае, лучше всего сравнивать с результатами самого ребенка.

Для развития одаренных детей необходимо учитывать основные принципы ГОС ДО:

  1. поддержка разнообразия детства, детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
  2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  3. уважение личности ребенка;
  4. реализация программы в познавательной и исследовательской деятельности, в форме игры, в форме творческой активности;
  5. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  6. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  7. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  8. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  9. формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
  10. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития);
  11. учет этнокультурной ситуации развития детей.

ГОС не противоречат, а наоборот, расширяют возможности использования основных подходов к разработке содержания игровой деятельности одаренных детей.

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним. Сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» (В.А Сухомлинский).

 

Список литературы:  

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб.: Питер, 2011.
  2. Одаренный ребенок / под редакцией О.М. Дьяченко М., 2009.
  3. Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 09.10.2014 г. №1322 "Об утверждении Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики"
  4. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению коммуникативных способностей дошкольников/ под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. М., 2009.