Власова Ольга Петровна
Учитель-дефектолог, МБДОУ №42, Невинномысск, Ставропольский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Власова О.П. Конспект НОД по ФЭМП (для детей с ОВЗ) // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 43371
ЗАДАЧИ:
I. Коррекционно-развивающие:
- Развивать тактильную память;
- Развивать зрительную память, правильное представление о предмете;
- Корректировать эмоциональную децентрацию: способность к восприятию и учёту состояний, желаний и интересов других людей;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Проводить коррекцию предметной и цветовой агнозий.
II. Обучающие:
- Учить детей считать предметы в пределах пяти на ощупь;
- Закреплять умение соотносить число три с цифрой 3;
- Познакомить детей с составом числа 3 из единиц;
- Закрепить понятия об основных и промежуточных величинах: самый толстый – потоньше – ещё тоньше – ещё тоньше – самый тонкий;
- Формировать навык зрительного соотнесения предметов по толщине;
- Упражнять в использовании осязательно – двигательного способа обследования предметов, обозначать словом свои действия;
- Закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день, и их признаки; дифференцировать действия людей в определённые части суток.
III. Воспитательные:
- Формировать навык самоконтроля и самооценки;
- Закрепить навык доведения начатого дела до конца;
- Воспитывать бережное обращение с пособиями, раздаточным материалом.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Для к/у «Счет на ощупь» : у каждого ребенка мешочек, в котором находится карточка с нашитыми в ряд пуговицами от 2 до 5;
- Для к/у «Состав числа 3»: у педагога 3 карточки, на каждой написана цифра 1; 3 квадрата синего цвета, 3 квадрата разного цвета; у каждого ребенка: цветные карандаши, цифры в пределах 3;
- Для к/и «Подарки для друзей»: игрушки: медведь, кукла, ёж, заяц, лиса; книги одинакового размера, но разной толщины;
- Для к/и «Почини картинку»: 2 большие сюжетные картинки с изображением объективных признаков утра и дня, с вырезанными окошками – вкладышами, которые находятся у детей (по 2 вкладыша)
- Для к/и «Наведи порядок»: маленькие картинки с изображением деятельности людей утром, днём и два альбома;
- Для к/и «Найди отличия»: 2 картины, с 5 отличительными признаками;
- Тетрадь, с контурным изображением 5 книг разной толщины, одного размера, цветные карандаши.
Психологический настрой.
Игра «Что мы услышали?»
Педагог предлагает послушать детям окружающие их звуки. Каждый ребёнок называет то, что он услышал:
- Молодцы, ребята, вы очень внимательные! А на занятии я буду слушать ваши правильные ответы.
ХОД
Мотивация.
Перед детьми – игрушка – ёжик.
- Сегодня, из леса к нам пришёл колючий ёжик. Он принёс много интересных заданий и просит их выполнить. Давайте обрадуем ёжика и выполним все его задания!
1. К/у "Счет на ощупь" (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»)
У каждого ребенка мешочек, в котором находится карточка с нашитыми в ряд пуговицами от 2 до 5
- Сегодня на занятии будем считать предметы на ощупь. Не забывайте, что ёжик будет проверять выполнение задания;
- Давайте вспомним, как надо считать предметы на ощупь: надо положить мешочек перед собой так, чтобы открытый его край оказался справа. В мешочек заглядывать нельзя! Надо придерживать мешочек левой рукой, а правую опустить в него, ощупывать пуговицы одну за другой в направлении слева направо и считать их;
- Возьмите мешочки
- Сосчитав пуговицы, назовите их количество / правильность ответа дети проверяют, достав карточку с пуговицами из мешочка /
- Правильно ли ты сосчитал(а)?
- Достань карточку из мешочка, покажи детям.
2. К/у «Состав числа 3» (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»)
а/ У педагога 3 карточки /на каждой написана цифра 1/, наборное полотно, 3 квадрата синего цвета, 3 квадрата разного цвета; Педагог помещает на верхнюю полоску наборного полотна слова 3 квадрата синего цвета, а справа 3 квадрата разного цвета.
- Что это?
- Сколько квадратов слева?
- Поднимите цифру, которая обозначает это число квадратов слева.
- Какую цифру подняли? Почему?
- Сколько квадратов справа?
- Какой цифрой обозначим это количество квадратов? Почему?
- Какого они цвета?
- Сколько красных /желтых, зеленых/ квадратов.
- Правильно, в этой группе I зеленый, I красный. I желтый /всего 3 квадрата разного цвета /
- Сколько всего квадратов? Ёжик, проверяй.
Педагог называет количество квадратов разного цвета и выставляет три единицы на полотно.
- Как составлено число 3? /из единиц/
- Сколько единичек надо взять, чтобы получить число 3? /три единицы, число 3 это 1,1, да еще 1 /
- Поровну ли квадратов в обеих группах.
- Как доказать, что их поровну /приложить, наложить/.
- Сколько надо взять квадратов разного цвета, чтобы получить число 3?
б) Перед детьми разноцветные карандаши
- Возьмите 3 карандаша разного цвета
- Сколько карандашей разного цвета взяли?/1 красный,1синий,1желтый/
- Сколько всего карандашей?
- Из каких чисел составлено число 3? /из единиц/
- Сколько единиц нужно взять, чтобы получить число 3?/три единицы, число 3 – это 1,1, и еще 1/ Правильно, Ёжик?
II. Физ.минутка (ОО «Физическое развитие»)
Раз, два – все вставайте,
Три, четыре – приседайте,
Пять, шесть – повернитесь,
Семь, восемь – наклонитесь,
Девять, десять – не зевайте, своё место занимайте!
III. Величина
К/у «Подарки для друзей» (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»)
На столе – игрушки, книги.
- Ребята, а это друзья ёжика. У меня есть для них подарки – книги. Какие книги?
- Давайте медведю подарим самую толстую книгу; кукле – книгу потоньше; ещё тоньше – ежику; зайцу – книгу, которая ещё тоньше; лисе – самую тонкую книгу.
IV. Временные представления
2. К/и «Наведи порядок» (классификация) (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»)
Перед детьми маленькие картинки с изображением деятельности людей утром и днём, 2 альбома.
- Разложите все рисунки в два альбома.
- Почему так разложили? Ёжик, ты согласен с детьми?
3. К/и «Найди отличия» (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»)
Перед детьми 2 картинки с пятью отличиями.
- Найдите отличия на картинках. Молодцы!
V. Работа в тетради (ОО «Художественно – эстетическое развитие»)
- Какие книги?
- Самую толстую раскрасьте зелёным, потоньше – синим, самую тонкую – красным цветом. Назовите, какие книги не раскрасили? Ёжик тоже хочет проверить, как вы выполнили задание.
VI. Итог
- Вот мы и справились со всеми заданиями ежика. Молодцы, ребята! Давайте поблагодарим его и пригласим ещё в гости.