Организация работы по отслеживанию динамики развития детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе

Булахова Марина Александровна

Учитель, МКОУ КСШ №1, г. Каргат

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Булахова М.А. Организация работы по отслеживанию динамики развития детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 41195


Опираясь на ФГОС для детей с ОВЗ и учитывая особые потребности обучающейся, разработала «Карту самонаблюдения на уроках» и «Линейку достижений по предметам». «Карта самонаблюдения» развивает навыки речевой деятельности, а «Линейка достижений» позволяет наблюдать динамику индивидуальных достижений ребенка путем практической деятельности.

В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

  • признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
  • признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
  • реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

На протяжении нескольких лет обучения я работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. В общеобразовательном классе организовано интегрированное обучение ученицы с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений.

Для девочки разработана адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Дифференцированный подход позволяет мне организовать на уроке предметно – практическую деятельность обучающейся, что обеспечивает эмоционально – личностное отношение к окружающему социальному миру. В общем классе мы проводим рефлексию урока, а для ученицы с ОВЗ я ввела «карту самонаблюдения на уроках», которая представлена в виде таблицы на каждый день. Есть начало (я на уроке…..) и варианты продолжения ответов.

Напротив каждого продолжения предложения проставляет «+» или «-»,если ей соответствует какое – либо умение. Ответы бывают и разные, и одинаковые.

В результате, самонаблюдение помогает нам в умении правильно составить или продолжить предложение о своей работе на уроке.

Например: Я следила за осанкой. Я соблюдала дисциплину и т.д.

Это умение отрабатывается при изучении темы «Продолжение предложения по его началу», «Составление текста». Словарный запас у девочки очень узкий и поэтому самонаблюдение помогает развивать и обогащать речь, что, согласно Стандарту, реализует права девочки на свободный выбор мнений и убеждений.

В общеобразовательном классе учащиеся работают по технологии самооценивания. Как же проследить динамику развития ученицы с ОВЗ по предметам: должны быть отметки.

В Стандарте говорится, что система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

Учитывая особые образовательные потребности девочки, я разработала индивидуальные критерии оценивания по предметам: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика. Все критерии объединяются в «Линейке достижений по предметам». С этой целью пересмотрела учебники. Выяснилось, что есть темы, которые изучаются и в общеобразовательном классе, только для ученицы с ОВЗ – в учебнике материал представлен в упрощенном виде.

Например, в общеобразовательном классе тема по математике «Квадрат». Цель заключается в знакомстве с квадратом как частным случаем прямоугольника, в умении чертить квадрат на клетчатой бумаге. При работе с ученицей с ОВЗ всё тоже самое, только цель дополняется умением чертить квадрат с пошаговым алгоритмом (он представлен в учебнике).

Тема по русскому языку «Заглавная буква в написании кличек животных». Отрабатывается умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные. По письму и развитию речи тема упрощена: «Клички животных» и отрабатывается умение подбирать клички к уже написанным словам, сопровождающих картинками в учебнике. По этой же теме ведется работа со значением непонятных слов, например, «хлев» и т.д.

По чтению и развитию речи развиваются навыки чтения слогов, предложений, текстов.

В соответствии с этим, я определила умения, которые должна развить и отработать с ученицей. Затем эти умения распределила по порядку и обязательно по пятибалльной линейке. По каждому умению закрашиваем соответствующий балл. Потом выводим отметку за урок. Каждый урок какое – либо умение повторяется, так как оно постепенно отрабатывается и необходимо ещё раз проверить.

 

Как ведется работа на уроке? Например, на уроке математики учащиеся выполняют устный счет, а в это время я проверяю у девочки с ОВЗ умение находить отличия на картинках. Затем по этому умению закрашиваем соответствующий балл. После общего объяснения учителем темы урока о квадрате, ученица с ОВЗ у доски чертит квадрат, выполняя пошаговый алгоритм, предусмотренный учебником. Таким образом, все учащиеся могут еще раз понять, как чертится квадрат. И по этому умению закрашиваем балл и т.д. Потом вместе с девочкой выводим отметку за урок.

«Карта самонаблюдения на уроках» и «Линейка достижений по предметам» оформлены в виде блокнота, что позволяет быстро оценить умения и навыки. На индивидуальных беседах с родителями наглядно можно показать и рассказать об успехах девочки.

Считаю, что данная работа результативна, так как позволяет мне развить знания и умения девочки, а также проследить динамику развития на более простом уровне. Могу сказать, что у ученицы с ограниченными возможностями здоровья, обучающейся по АООП с УО (интеллектуальными нарушениями) преобладает волнообразная и незначительно положительная динамика.

 

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: Fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/01/ФГОС-ОВЗ-24-12-2014-после-редакторов.pdf