Приемы и средства, применяемые на уроках русского языка для усвоения правописания безударной гласной

Панютина Ирина Евгеньевна

Учитель начальных классов, МБОУ "Гуманитарня гимназия № 8", Северодвинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Панютина И.Е. Приемы и средства, применяемые на уроках русского языка для усвоения правописания безударной гласной // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 42377


Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда» мысли, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах.

Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

Основной целью, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, развитие устной и письменной речи обучающихся в единстве с развитием их мышления и особенностей личностного становления.

Осуществление этой цели представляет собой, прежде всего, реализацию развивающей функции учебного предмета «Русский язык».

В начальных классах выделяются три линии овладения правописанием – обучение правописанию на основе:

- правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического слуха обучающихся;

- запоминания буквенного состава слов, их морфологического состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, т.е. использования слов в собственных текстах;

- проверки орфограмм с применением правил, т.е. путем решения грамматико-орфографических задач.

Таким образом, формирование навыка грамотного письма у ребенка – сложная задача. Кропотливая, систематическая работа, выбор правильных методов – залог благополучного усвоения обучающимися орфограммы. Все составляющие этой задачи должны сойтись в определенное равенство:

  • выбор подхода к формированию навыка грамотного письма;
  • влияния на выработку правильного орфографического навыка;
  • наличие у обучающегося предпосылок в психическом развитии для усвоения правописания.

Результат – сформированный навык орфографически правильного письма.

Практика педагогической деятельности показывает, что наибольшую ошибочность обучающиеся допускают в правописании безударной гласной в корне слова. Именно работа над данной орфограммой проходит «красной нитью» через весь курс обучения русскому языку в начальной школе.

Важным является органичное включение в учебный процесс дидактической игры, упражнений игрового характера, которые способствуют развитию познавательной деятельности обучающихся.

 

Игры при обучении правописанию безударной гласной в корне слова.

1 класс

«Догадайся сам»

Цель: тренировка в слогоделении, в постановке ударения.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц (животных, фруктов, …)

На доске:

Ход игры: учитель показывает картинку, обучающиеся делят слово на части, определяют гласную в сильной позиции. Помещают показанную иллюстрацию в нужную часть доски.

Слова: сова, дятел, ворона, клёст, воробей, синица.

«Один, два, три»

Цель: развитие умения слышать ударные гласные в корне слова.

Наглядность: предметные картинки, названия которых произносятся с ударением на первом, втором, третьем слоге; разрезные цифры.

Ход игры: учитель выставляет картинки на доске. Обучающиеся определяют количество слогов в слове и показывают карточку с нужной цифрой.

«Подбери слово»

Цель: тренировка в слогоделении, постановке ударения.

Наглядность: схемы слов и т.п.

Задание: подобрать слово к заданной схеме

Используются загадки, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма:

  1. Два братца, а друг друга не видят.   (глаза)
  2. Хоть сама и снег и лед, а уходит – слезы льет.     (зима)
  3. Принялась она за дело, завизжала и запела.
  4. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.   (пила)
  5. Летом зеленеет, осенью желтеет.    (трава)

Во втором классе, опираясь на знания и умения, полученные в первом классе, расширяем работу над безударной гласной.

При изучении темы «Состав слова» используются слоговые таблицы, по которым обучающиеся составляют родственные слова, сравнивают их, находят слова с заданной орфограммой, подчеркивают ее и выделяют корень.


(вылепить, лепка, лепит, леплю, вылепленный)

«Угадай последнее слово»

Цель: развитие умения подбирать в рифму нужные слова по смыслу слова, закрепление правописания слов с безударной гласной.

  1. Белка спряталась в дупло,

В нём и сухо и …(тепло)

  1. Улетел скворец не зря

За леса и за… (моря)

  1. Берёзы, рябины, дубы, тополя –

Богата деревьями наша …(земля)

 

В третьем классе составляем памятку, у которой представлены пять орфограмм и в столбиках – части речи:

Первый столбик – имена существительные

Второй – имена прилагательные

Третий – глаголы