Панютина Ирина Евгеньевна
Учитель начальных классов, МБОУ "Гуманитарня гимназия № 8", Северодвинск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Панютина И.Е. Приемы и средства, применяемые на уроках русского языка для усвоения правописания безударной гласной // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 42377
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда» мысли, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах.
Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
Основной целью, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, развитие устной и письменной речи обучающихся в единстве с развитием их мышления и особенностей личностного становления.
Осуществление этой цели представляет собой, прежде всего, реализацию развивающей функции учебного предмета «Русский язык».
В начальных классах выделяются три линии овладения правописанием – обучение правописанию на основе:
- правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического слуха обучающихся;
- запоминания буквенного состава слов, их морфологического состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, т.е. использования слов в собственных текстах;
- проверки орфограмм с применением правил, т.е. путем решения грамматико-орфографических задач.
Таким образом, формирование навыка грамотного письма у ребенка – сложная задача. Кропотливая, систематическая работа, выбор правильных методов – залог благополучного усвоения обучающимися орфограммы. Все составляющие этой задачи должны сойтись в определенное равенство:
Результат – сформированный навык орфографически правильного письма.
Практика педагогической деятельности показывает, что наибольшую ошибочность обучающиеся допускают в правописании безударной гласной в корне слова. Именно работа над данной орфограммой проходит «красной нитью» через весь курс обучения русскому языку в начальной школе.
Важным является органичное включение в учебный процесс дидактической игры, упражнений игрового характера, которые способствуют развитию познавательной деятельности обучающихся.
Игры при обучении правописанию безударной гласной в корне слова.
1 класс
«Догадайся сам»
Цель: тренировка в слогоделении, в постановке ударения.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц (животных, фруктов, …)
На доске:
Ход игры: учитель показывает картинку, обучающиеся делят слово на части, определяют гласную в сильной позиции. Помещают показанную иллюстрацию в нужную часть доски.
Слова: сова, дятел, ворона, клёст, воробей, синица.
«Один, два, три»
Цель: развитие умения слышать ударные гласные в корне слова.
Наглядность: предметные картинки, названия которых произносятся с ударением на первом, втором, третьем слоге; разрезные цифры.
Ход игры: учитель выставляет картинки на доске. Обучающиеся определяют количество слогов в слове и показывают карточку с нужной цифрой.
«Подбери слово»
Цель: тренировка в слогоделении, постановке ударения.
Наглядность: схемы слов и т.п.
Задание: подобрать слово к заданной схеме
Используются загадки, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма:
Во втором классе, опираясь на знания и умения, полученные в первом классе, расширяем работу над безударной гласной.
При изучении темы «Состав слова» используются слоговые таблицы, по которым обучающиеся составляют родственные слова, сравнивают их, находят слова с заданной орфограммой, подчеркивают ее и выделяют корень.
(вылепить, лепка, лепит, леплю, вылепленный)
«Угадай последнее слово»
Цель: развитие умения подбирать в рифму нужные слова по смыслу слова, закрепление правописания слов с безударной гласной.
В нём и сухо и …(тепло)
За леса и за… (моря)
Богата деревьями наша …(земля)
В третьем классе составляем памятку, у которой представлены пять орфограмм и в столбиках – части речи:
Первый столбик – имена существительные
Второй – имена прилагательные
Третий – глаголы