Поддержка самостоятельности и активности воспитанников старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности в контексте ФГОС ДО

Пресман Юлия Михайловна

Воспитатель, МАДОУ "Золотой ключик", г. Малая Вишера, Новгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пресман Ю.М. Поддержка самостоятельности и активности воспитанников старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности в контексте ФГОС ДО // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 41939


 

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не следует

этому мешать, но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать»

Ян Амос Коменский

ФГОС указывает на необходимость организации образовательного процесса на основе созданий условий для самостоятельной деятельности воспитанников в дошкольном учреждении.

Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) является «ребенок, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». Следовательно, поддержка активности и самостоятельности дошкольников во всех видах детской деятельности является одной из главных задач педагога.

Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).

Актуальность этой проблемы бесспорна и главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Мой интерес к изучаемой теме обусловливается идеей ФГОС ДО, в основе которой лежит принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и воспитанников, более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Развитие самостоятельности, на мой взгляд, расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Изучение проблемы поддержки самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина).

Целью моей работы является создание условий для поддержки самостоятельности и активности воспитанников старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Я считаю, что поддержка самостоятельности и активности у воспитанников старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективной, при условии если

будет организована свободная деятельность воспитанников в условиях созданных педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Исходя из вышесказанного, определила следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по проблеме, обосновать возможности и условия использования поддержки самостоятельности и активности воспитанников старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
  2. Определить особенности формирования самостоятельности и активности у воспитанников старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
  3. Создание условий для поддержки самостоятельности и активности у дошкольников старшего возраста в разных видах деятельности.
  4. Оценить эффективность условий для самостоятельной и активной деятельности ребенка в разных видах деятельности.

Новизна моего опыта заключается в том, что по новым федеральным государственным стандартам дошкольного образования нужно детей учить для жизни, а не для школы, в обосновании необходимости осуществления работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста по поддержке самостоятельности и активности воспитанников в разных видах деятельности.

Практическая значимость состоит в том, что мною был составлен план работы по созданию условий для поддержки самостоятельности и активности воспитанников старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, получены высокие результаты работы, выразившиеся в положительной динамике развития детской самостоятельности и активности, в том, что уровень развития самостоятельности и активности воспитанников в разных видах деятельности в результате проведенной работы несколько повысился.

Мною проанализирована психолого-педагогическая литература, нормативные документы по проблеме.

Для определения особенностей формирования самостоятельности и активности у воспитанников старшего дошкольного возраста в разных вида деятельности мною был проанализирован уровень проявления начальной деятельностной компетентности и получены следующие результаты: на начало учебного года из 12 воспитанников IV уровень сформированности данной компетентности имеют 5 (41,6%); 7 воспитанников (58,3%) имеют III уровень сформированности данной компетентности.

Исходя из полученных данных, обнаружила необходимость в создании условий для поддержки самостоятельности и активности воспитанников старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Во-первых, у воспитанников должен быть сформирована мотивация выбора той или иной деятельности. Ребенок приступает к новой для себя деятельности сначала в совместной деятельности со взрослыми, по показу и объяснению взрослого и только получив определенный опыт выполнения этой деятельности совместно, может выполнять ее самостоятельно.

Во-вторых, ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, проявить свою самостоятельность и активность, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения со взрослыми. Тем самым, важнейшим фактором в развитии самостоятельности и активности воспитанников выступает определенным образом организованная предметно-пространственная среда.

Это, в свою очередь, связано с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как принципы и положения ФГОС ДО ориентируют педагогов дошкольного образования:

  • на создание благоприятных условий развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими воспитанниками, взрослыми и миром;
  • на формирование общей культуры личности воспитанников, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Созданная мною развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности воспитанников и взрослых, двигательной активности воспитанников, а также возможности для уединения.

Свободная деятельность воспитанников в условиях созданных мною предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Предметно-развивающую среду в группе я организовала таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям воспитанников и содержанию программы.

Образовательное пространство моей группы оснащено средствами развития каждого ребенка (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения воспитанников.

Предоставление ребенку свободы, большого «поля» для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно-развивающей среды, помогает мне в полной мере реализовать задачи личностно - ориентированного взаимодействия.

В ФГОС ДО чётко прописаны принципы создания ППРС:

  • Насыщенность
  • Трансформируемость
  • Полифункциональность
  • Вариативность
  • Доступность

Руководствуясь вышесказанным, оборудование и материалы в группе я постараться разместить в соответствии с линиями развития. Для организации коллективной и индивидуальной деятельности приобретены ширмы, открытые легкие стеллажи, модули. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как разделители пространств, а так же как емкости для хранения атрибутов и т.д.

Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

Развивающую предметно-пространственную среду в группе я организовала так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, находились в поле зрения ребенка, были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

Для удовлетворения потребностей ребенка объекты деятельности старалась размещать так, чтобы у воспитанников возникала мотивация, которая направляет его на определенные действия.

Информация, заложенная в предметно-развивающей среде, побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность и самостоятельность.

Новая форма работы - организация совместной самостоятельной деятельности, позволила детям, на основе полученных знаний, и заранее спланированной мною развивающей среды, самостоятельно прийти к цели, используя метод проб и ошибок.

Так после ознакомления с солнечной системой в образовательной области «Познание» мои воспитанники выдвинули идею создания макета планет из предметов-заменителей - мячей, которую реализовали в ходе самостоятельной деятельности.

Получив знания о ПДД и дорожных знаках, воспитанники смогли самостоятельно закрепить ПДД, используя макет улицы, играя в домино «Дорожные знаки»

Самостоятельность и активность воспитанников очень ярко проявляется при решении проблемных ситуаций. Так, в ходе НОД «Спички детям не игрушка», перед воспитанниками была поставлена проблема: «Где будет жить кошка Мурка после того, как у нее сгорел домик?», которую они решили следующим образом – построили, склеили, нарисовали дом для кошки, т.е. самостоятельно пришли к результату.

Созданная мною предметно-развивающая среда отвечает индивидуальным и возрастным особенностям воспитанников, их ведущему виду деятельности – игре.

Игра должна быть организована, во-первых, как совместная игра воспитателя с воспитанниками, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у воспитанников стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность воспитанников, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом.

Самостоятельность проявляется в приглашении товарища, в сообщении ему замысла, во внесении предложений, советов. В процессе игры инициатива воспитанников направляется на то, чтобы действовать по-своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активизирует действия, учит общению, яркому выражению своих чувств.

В группе мною подобраны атрибуты для развития сюжетов игр, разнообразные предметы-заместители, они обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры.

В старшем возрасте возрастает роль книги, как источника новых знаний. Поэтому я стараюсь приучать воспитанников самостоятельно выбирать книгу, правильно пользоваться ею.

Для этого в центре активности «Здравствуй, книга!» я разместила знаки символы-указатели:

  1. Как правильно пользоваться книгой. Что разрешается, что запрещается.
  2. Символы-указатели, например, колобок – это сказки, ёлочка – это природоведческая литература, глобус или знак вопроса – это познавательная литература, а книги, принесённые из дома – домик и т. д. Что позволяет детям самостоятельно ориентироваться в разнообразии художественной литературы.

В группе разместила разнообразные схемы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления воспитанников. Например, для самостоятельных дидактических игр и игр с правилами для воспитанников можно создать модель «Как играть?» Подойти – подумать – пригласить пару – поиграть вместе – собрать – положить на полочку.

В художественно-эстетическом направлении самостоятельность выражается в продуктивных видах деятельности, где формируются независимость ребенка от взрослого, стремление реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели. Для этого в центре «Художественное творчество» я размещаю различные технологические карты «Как лепить? и «Как рисовать?» (используя, такие «шпаргалочки-выручалочки» ребенок сможет самостоятельно нарисовать или слепить задуманное), репродукции картин русских художников, иллюстрации сказок, предметы народно-прикладного искусства, обводки, трафареты, раскраски, различный материал: краски, гуашь, фломастеры, карандаши, зубные щетки, штампы, стеки, пластилин, природный материал и др.

Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие воспитанников способствует развитию самостоятельности. Когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, она эмоционально насыщена и психологически комфортна.

Работа в центрах активности – это современная альтернатива традиционным занятиям. Принятие ребенком решений является основным элементом педагогического лично-ориентированного процесса. Выбирая себе центр, деятельность, материалы, воспитанники практикуются в принятии решений. Воспитанники учатся делать выбор и осознавать последствия своих действий. Ребенок должен спрашивать себя: «Если я буду играть в кубики, я пропущу занятие по приготовлению салата. Что для меня важнее? » Когда воспитанники практикуются в осуществлении выбора, им становится легче принимать решения в этом все более сложном мире. Выбор центра - это обязательная процедура с использованием технологии выбора, которой заканчивается Утренний сбор. Для осуществления выбора мною оформлена, так называемая, доска выбора, на которой ребенок фиксирует (обозначает) свой выбор с помощью условных обозначений, фото и т.д.

Воспитанники свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если воспитанники увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.

Я периодически модифицирую центры, заменяя материалы, которые уже стали привычными и неинтересными, на новые, а также в зависимости от темы проживания или проекта. Материалы в центрах можно индивидуализировать, исходя из интересов конкретных воспитанников.

Организованная таким образом в моей группе личностно-ориентированная среда, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у воспитанников таких жизненно необходимых социальных навыков как инициативность, самостоятельность, творчество. Воспитатели, работающие по традиционной программе, могут активно использовать предложенные элементы личностно-ориентированной среды в своих группах.

Мою группу, построенную как единое сообщество, отличает динамизм: в ней присутствует стимул и царит дух энергии. Воспитанники чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Чтобы оценить эффективность созданных условий для поддержки и организации самостоятельности и активности воспитанников старшей группы в разных видах деятельности, в конце учебного года мною вновь был проанализирован уровень проявления начальной деятельностной компетентности и получены следующие результаты: из 12 воспитанников IV уровень сформированности деятельностной компетентности имеют 8 детей (75%); 4 воспитанника группы (25%) имеют III уровень сформированности данной компетентности.

Таким образом, положительная динамика уровня проявления деятельностной компетентности позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности моих педагогических действий по поддержке самостоятельности и активности воспитанников старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, т.к. они обеспечивают максимальную реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка.

В результате проведенной работы заметила, что воспитанники стали более самостоятельными и активными в разных видах деятельности. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка воспитанниками своих возможностей.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность и активность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

В заключении можно сделать вывод о том, что поддержка самостоятельности и активности у воспитанников старшего дошкольного возраста эффективна, при условии, если будет организована свободная деятельность воспитанников в условиях созданных педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Я считаю себя творческим воспитателем, и стараюсь жить и работать по принципу: «Если хочешь воспитать в воспитанниках самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Данная работа может быть полезна всем, кто имеет дело с детьми дошкольного возраста и стремится во что бы то ни стало избежать скуки и формализма, кто верит в возможности ребенка задумывать и выполнять интересные и полезные дела, проявлять свою самостоятельность и активность в разных видах деятельности.