Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность

Худякова Анастасия Сергеевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №8 комбинированного вида", Омская область, г. Исилькуль

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Худякова А.С. Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 41001


 

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

 

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через познавательно-исследовательскую деятельность.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Именно через познание ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами, приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками, поэтому поддерживaть и развивать познавательно - исследовательскую деятельность у своих воспитанников я стараюсь постоянно.

Основная цель моей деятельности: создание системы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, способствующей развитию познавательных интересов и интеллектуального развития.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

  1. изучение современных подходов к проблемам познавательного развития дошкольников;
  2. создание условий, способствующих, реализации познавательного развития воспитанников, их творческого потенциала;
  3. использование современных технологий по познавательному развитию детей.

Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для познавательного развития( учебно-методическое обеспечение, создание предметно – пространственной среды);
  • организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения с родителями);

Невозможно реализовать поставленные цели и задачи без создания определённых условий:

  1. Обеспечение активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности через мотивацию.
  2. Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий.
  3. Выражение сущности этих действий в речи.
  4. Проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных.
  5. Использование экспериментирования, игровых ситуаций, решения задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их познавательно-исследовательской деятельности.
  6. Необходимость взаимодействия ребенка и образовательного пространства.

При построении образовательного пространства я учитываю, как общедидактические принципы так и специфические.

Выстроенные цели и задачи мне позволили определить средства такие, как:

  • Математические игры
  • Проблемные ситуации, вопросы
  • Экспериментирование и исследовательская деятельность
  • Творческие задачи, ситуации.

В формировании познавательного интереса у детей дошкольного возраста использую современные образовательные технологии:

  • использования ИКТ технологий,
  • экспериментирования,
  • -проектной деятельности,
  • методами ТРИЗ,
  • знаково-символическими средствами, моделирование.

Важным компонентом по формированию познавательного интереса у детей является организация предметно-пространственной среды в группе, что позволяет создать условия для самостоятельных, интересных и полезных занятий дошкольников. В группе в свободном доступе детей создан центр развития в котором имеются: наборы кубиков, 3 вида мозаики, листы бумаги, цветные карандаши, матрешки, втулки, пирамидки разных размеров, игры-шнуровки и другое. Материал в центре постоянно обновляется, дополняется.

Материал для познавательно-исследовательской деятельности, подбираю яркий и привлекательный, который вызывает интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п.

Для детей данного возраста использую также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом).

Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки - объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.

Целесообразно разделяю весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняю их, чтобы вызывать интерес детей к новым или немного "подзабытым" материалам.

При формировaнии основных сенсорных эталонов использую различные предметы: игры с пробками разложи по цвету; с прищепками подбери по цвету при этом развивается не только сенсорика но и моторика, и речь. Чтобы реализовать все задачи, я изменила свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными. В развитие конструктивных форм мышления использую мелкий и крупный строительный материал. Дети учатся строить простые постройки и на своём опыте убеждаются, что если под большой кубик положить маленький, то постройка будет непрочной. И путём экспериментов они приходят к правильной постройке башенки, гаражей и других сооружений. Здесь же закрепляем цвета, высоту.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, использую занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Дидактические игры: "Большой - маленький", "Подбери Кате бусы", "Где, чей домик?" "На что это похоже?” и другие.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”. При знакомстве с овощами, фруктами дети определяют их на вкус, называют цвет, форму. Попробовав яблоко, дети узнают, что оно сладкое, и что в нём содержится много витамин для здоровья.

Большую роль я постаралась отвести центру экспериментирования для игры с песком и водой, манкой, фасолью в экспериментальном центре, все это также способствует развитию познавательного интереса.

Дидактических игры имеют большое значение еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя различные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы рук. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, мaнипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, дети приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей.

Познавательно-исследовательская деятельность проходит в интеграции с: конструированием из различного материала, с двигательной, игровой, коммуникативной, изобразительной, музыкальной деятельностью и восприятием художественной литературы.

При проведении двигательной деятельности, закрепляем цвет, ориентировку в пространстве используя разные игры. Например: “Докати мяч до красной кегли”, “По ровненькой дорожке”. Совершенствование умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке: “Медведь и пчёлы”, “Кот и мыши”, “Наведём порядок”.

При проведении сюжетно-ролевых игр, например: “В гостях у куклы Кати”, учим детей сервировать стол по количеству гостей. В игре “Путешествие на автобусе”, подбираем билеты нужной формы.

В коммуникативной деятельности изучаем считалки, потешки про счет, цвет. Например: “Одуванчик”, “Три феечки”. При рассматривании сюжетных картинок, закрепляем величину, форму.

В изобразительной деятельности учим цветовую гамму , форму, величину ориентировку в пространстве, количество и др.

В музыкальной деятельности закрепляем количество, цвет, ориентировку в пространстве. Например: “Маленький зайка”, “Белый снежок” и др.

В конструктивной деятельности закрепляем цвет, величину, форму.

Все эти игры в различных видах деятельности способствуют развитию познавательного интереса у детей как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности.

Не остаются в стороне и наши родители.

Для них в родительском уголке всегда есть информация о развитии познавательных интересов в семье в виде рекомендаций, консультаций, буклетов. Родители принимают активное участие в мероприятиях группы. Например: мастер-класс по теме: “Капитошка”, где родители для своих детей из муки и пшена изготовили игрушку для развития мелкой моторики пальцев рук.

Таким образом, работа по развитию познавательного интереса помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что в свою очередь, позволяет обеспечить общую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

 

Литература:

  1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 222 с.
  2. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера, 2007.
  3. Вахрушев А.А. Мир и человек. М.: Дрофа, 1998.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.